Сибирские огни, 1956, № 2

Д Е Й С Т В И Е Ч Е Т В Е Р Т О Е КАРТИНА ШЕСТАЯ Аудитория 3-го курса литературного факультета. За столами студенты. В конце аудитории — И л ь я Г е р а с и м о в и ч , О л ь г а В л а д и м и р о в н а , Д м и т ­ р и й М а т в е е в и ч . За кафедрой — Е л е н а Б о р и с о в н а . Идёт лекция. Е л е н а Б о р и с о в н а (взволнованно)... И вот, заканчивая лек­ цию, я хочу сказать так: что может быть сильнее мысли, ставшей для человека законом жизни? Она овладела этим замечательным писателем: уже с юношеских лет и превратилась в неодолимое желание. Днём, но­ чью, за работой, в минуту короткого отдыха он думал только об этом.. Только об этом! Жить, чтобы стать полезным своему народу! Той нищен­ ки, которая протянула ему руку на улице, и тысячам тысяч крепостных, стонавших на барщине, и тем поколениям неведомых ему людей, кото­ рые ещё не народились. Он знал: добро невозможно без оскорбления зла! И смело оскорбляя зло, не страшась многочисленных врагов, он ви­ дел, как трусливо жмутся они Друг к другу, потому что у них совесть не чиста и народ не с ними. Он верил в торжество справедливых начал, в неизбежную победу ума над глупостью и злостью. Вот ради чего он творил. (Звонок.) Е л е н а Б о р и с о в н а . На этом позвольте закончить. Л а р и с а (встаёт, взволнованно). Елена Борисовна... нам извест­ но... мы узнали... это ваша последняя лекция, да? Е л е н а Б о р и с о в н а . Да. (Общий шум.) Л а р и с а . Так вот... мы, весь наш курс, просим... Илья Герасимо­ вич, вы здесь... Извините, мы, может быть, нарушаем какие-то правила... Но мы просим... Нам не нужно преподавателя лучше, чем Елена Бори- соЕна. .. (Аплодисменты.) ' Е л е н а Б о р и с о в н а . Не надо так, товарищи... Это ни к чему... И л ь я Г е р а с и м о в и ч (встаёт). Кадрами распоряжается ди­ рекция, а не вы. И эта демонстрация совершенно излишня. К и р и л л . Разве мы не можем просить? Г о л о с . С нами обязаны считаться! И л ь я . Дирекция существует для нас, а не мы для дирекции. И л ь я Г е р а с и м о в и ч . Прекратите выкрики! Что за распущен­ ность! Третий курс, завтрашние учителя, а ведёте себя как уличные мальчишки. Да, Елена Борисовна читает в последний раз. И мы сожа­ леем, что не прекратили её преподавание прежде. Г о л о с а . Почему?.. Это неправильно!.. Так и надо!.. Вы не имеете права... О л ь г а В л а д и м и р о в н а . Девушки, почему вы себе позво­ ляете... И л ь я . Мы требуем объяснений! Д м и т р и й М а т в е е в и ч . Какое нахальство! И л ь я Г е р а с и м о в и ч . Что значит: «мы требуем»? Г о л о с . Иначе мы напишем письмо в газету. К и р и л л (встаёт). Илья Герасимович, извините, может быть, это- невежливо с нашей стороны, но критиковать надо в глаза, а. не за спиной... „ И л ь я Г е р а с и м о в и ч . Та-ак... И все поддерживают Большако­ вых? (Молчание.) Я спрашиваю! О л ь г а В л а д и м и р о в н а . Юноши, девушки...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2