Сибирские огни, 1956, № 1
обретает какой-то чрезмерно альбомный характер. В нём рассказано о частном случае и рассказано так, что этот случай за рамки частного не вышел. Можно назвать многие стихи Б. Орло ва, рождённые не любовью, а «малень ким любёночком». Вот ещё одно из них (приводим полностью): Я желаю. Чтоб ты с комнатой рассталась, Чтобы вместе с первым маем Ты счастливо рассмеялась. Чтоб сегодня с чувством, новым (Утра час недаром ярок!) Ослепительное слово Ты мне бросила в подарок. Нельзя упрекнуть автора в рассудоч ности. Нам кажется, например, бесспор ным, что он взялся за перо не с холод ным сердцем. Однако температура его чувств и желаний, выраженных в стихо творении, оказалась не выше комнатной. Стихи лучше было бы оставить в семей ном альбоме. На уровне процитированного и такие произведения, как «В день рождения сы на», «Ты ещё малютка-кроха», «Звез да», «Со смехом на току...», «Я слова, как лучшие цветы...», «Благодарю тебя, рассвет», «Мы бродим в лесу сосновом», «Журавли», «Накануне встречи», «Я иду по Москве». Но есть и другие стихи, более серьёз ные. Мы их уже упоминали: стихи с дра матической коллизией. Они, к сожале нию, тоже слабы. Вот Борис Орлов пи шет: Увезла мать сына, Далеко-далече. Увезла родного И не возвратилась... «В отцовском сердце — сумерки и стужа»,— говорится дальше. Много, горе чи в этих строчках. Мы догадываемся: разыгралась драма. Наше естественное желание — узнать её причины, только тогда она будет нам понятна и вызовет. у нас определённое чувство — осужде ние, гнев, может быть, даже ненависть к кому-то, вместо смутного пока что сочув ствия отцу. И стихи, построенные на частном факте, приобретут уже общест венное значение. Конфликт остался не раскрытым. Чем же объяснить, что даже наиболее значительные по замыслу стихи Б. Ор лова оставляют читателя равнодушным? Ответ на этот вопрос будет яснее, если мы сошлёмся ещё на одно стихотворе ние из сборника, написанное в форме диалога между юношей и девушкой. Девушка потеряла на фронте ногу, юноша — «поседел в тревогах». Но они, по авторскому замыслу, сохранили неж ность друг к другу и веру в счастье. Об этом они и разговаривают. С первой же строки у читателя возни кает ощущение несерьёзности происходя щего, так как тема разговора находится в противоречии с тоном, с интонациями, в которых он ведётся, с самим язы ком. «Хороша ты, словно яблоня, словно- яблоня во цвету»,— говорит юноша сво ей фронтовой подруге, и эго сразу насто раживает: не те слова! Дальше больше: девушка сравнивается... с лилией — «я не знаю тебя белей»(?!), её улыбка — живее луча, «запоёшь ты — и звонкого лосый умолкает в саду соловей»: хорошо бы, дескать, тебе «на крылечко выйти и броситься, побежать навстречу полям... полетела бы ты, словно пташка», но — Дорогая моя, Хорошая, Как же ты побежишь Без ноги?.. Здесь наглядно и сконцентрированы» проявились пороки, свойственные лири ке Б. Орлова. Автору не хватает художе ственного вкуса и такта. Только этим можно объяснить, что в его стихах то и дело встречаются банальные словосоче тания, исключающие возможность точно го выражения мысли и чувства. Нераз борчивость в выборе изобразительных средств приводит часто к заимствованию чужих интонаций. В процитированном ранее стихотворении «Я желаю» чув ствуется А. Фет («Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце вста ло...»). Есть строки, при чтении которых нельзя не вспомнить и других известных поэтов. Вот, например, «под Есенина»: Я сегодня приметил нечаянно, Как упала звезда, и, свесясь, Низко-низко, в глухом отчаяньи Ей смотрел вослед полумесяц... Настоящее сильное чувство не нуж дается в одежде с чужих плеч. Оно выли вается в свою, неповторимую форму. Кроме лирического раздела «Здрав ствуй, любимая», который дал название книжке, в сборнике есть ещё один — «Стихи разных лет». Стихи не датирова ны, насколько они различны по времени написания — судить нельзя, по тематике же и по «почерку» они действительно разные. Есть здесь произведения о далёком прошлом: «Ивашка —• мастер крепост ной», «Её судьба», «Степан Дегтярёв». В них рассказывается о трагическом по ложении талантливых людей из народа— художника, актрисы, композитора — в условиях крепостного права. Они носят ' иллюстративный характер, какой-либо философской мысли в них не заклю чено. Наряду с ними помещены стихи на со временные темы — «Инженер», «Шо фёр», «Хлебороб» и некоторые другие, также не отличающиеся ни новым подхо дом автора к решению темы, ни глуби
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2