Сибирские огни, 1956, № 1

обретает какой-то чрезмерно альбомный характер. В нём рассказано о частном случае и рассказано так, что этот случай за рамки частного не вышел. Можно назвать многие стихи Б. Орло­ ва, рождённые не любовью, а «малень­ ким любёночком». Вот ещё одно из них (приводим полностью): Я желаю. Чтоб ты с комнатой рассталась, Чтобы вместе с первым маем Ты счастливо рассмеялась. Чтоб сегодня с чувством, новым (Утра час недаром ярок!) Ослепительное слово Ты мне бросила в подарок. Нельзя упрекнуть автора в рассудоч­ ности. Нам кажется, например, бесспор­ ным, что он взялся за перо не с холод­ ным сердцем. Однако температура его чувств и желаний, выраженных в стихо­ творении, оказалась не выше комнатной. Стихи лучше было бы оставить в семей­ ном альбоме. На уровне процитированного и такие произведения, как «В день рождения сы­ на», «Ты ещё малютка-кроха», «Звез­ да», «Со смехом на току...», «Я слова, как лучшие цветы...», «Благодарю тебя, рассвет», «Мы бродим в лесу сосновом», «Журавли», «Накануне встречи», «Я иду по Москве». Но есть и другие стихи, более серьёз­ ные. Мы их уже упоминали: стихи с дра­ матической коллизией. Они, к сожале­ нию, тоже слабы. Вот Борис Орлов пи­ шет: Увезла мать сына, Далеко-далече. Увезла родного И не возвратилась... «В отцовском сердце — сумерки и стужа»,— говорится дальше. Много, горе­ чи в этих строчках. Мы догадываемся: разыгралась драма. Наше естественное желание — узнать её причины, только тогда она будет нам понятна и вызовет. у нас определённое чувство — осужде­ ние, гнев, может быть, даже ненависть к кому-то, вместо смутного пока что сочув­ ствия отцу. И стихи, построенные на частном факте, приобретут уже общест­ венное значение. Конфликт остался не раскрытым. Чем же объяснить, что даже наиболее значительные по замыслу стихи Б. Ор­ лова оставляют читателя равнодушным? Ответ на этот вопрос будет яснее, если мы сошлёмся ещё на одно стихотворе­ ние из сборника, написанное в форме диалога между юношей и девушкой. Девушка потеряла на фронте ногу, юноша — «поседел в тревогах». Но они, по авторскому замыслу, сохранили неж­ ность друг к другу и веру в счастье. Об этом они и разговаривают. С первой же строки у читателя возни­ кает ощущение несерьёзности происходя­ щего, так как тема разговора находится в противоречии с тоном, с интонациями, в которых он ведётся, с самим язы­ ком. «Хороша ты, словно яблоня, словно- яблоня во цвету»,— говорит юноша сво­ ей фронтовой подруге, и эго сразу насто­ раживает: не те слова! Дальше больше: девушка сравнивается... с лилией — «я не знаю тебя белей»(?!), её улыбка — живее луча, «запоёшь ты — и звонкого­ лосый умолкает в саду соловей»: хорошо бы, дескать, тебе «на крылечко выйти и броситься, побежать навстречу полям... полетела бы ты, словно пташка», но — Дорогая моя, Хорошая, Как же ты побежишь Без ноги?.. Здесь наглядно и сконцентрированы» проявились пороки, свойственные лири­ ке Б. Орлова. Автору не хватает художе­ ственного вкуса и такта. Только этим можно объяснить, что в его стихах то и дело встречаются банальные словосоче­ тания, исключающие возможность точно­ го выражения мысли и чувства. Нераз­ борчивость в выборе изобразительных средств приводит часто к заимствованию чужих интонаций. В процитированном ранее стихотворении «Я желаю» чув­ ствуется А. Фет («Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце вста­ ло...»). Есть строки, при чтении которых нельзя не вспомнить и других известных поэтов. Вот, например, «под Есенина»: Я сегодня приметил нечаянно, Как упала звезда, и, свесясь, Низко-низко, в глухом отчаяньи Ей смотрел вослед полумесяц... Настоящее сильное чувство не нуж­ дается в одежде с чужих плеч. Оно выли­ вается в свою, неповторимую форму. Кроме лирического раздела «Здрав­ ствуй, любимая», который дал название книжке, в сборнике есть ещё один — «Стихи разных лет». Стихи не датирова­ ны, насколько они различны по времени написания — судить нельзя, по тематике же и по «почерку» они действительно разные. Есть здесь произведения о далёком прошлом: «Ивашка —• мастер крепост­ ной», «Её судьба», «Степан Дегтярёв». В них рассказывается о трагическом по­ ложении талантливых людей из народа— художника, актрисы, композитора — в условиях крепостного права. Они носят ' иллюстративный характер, какой-либо философской мысли в них не заклю­ чено. Наряду с ними помещены стихи на со­ временные темы — «Инженер», «Шо­ фёр», «Хлебороб» и некоторые другие, также не отличающиеся ни новым подхо­ дом автора к решению темы, ни глуби­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2