Сибирские огни, 1956, № 1
цева выражается лишь одной фразой: «душа из него винтом», которая на два дцати строчках повторяется трижды. А чего только не происходит в повести с •сердцем! «Серёжино сердце всё падало, всё падало... наконец, упало». Оно даже «покатилось под парту». Композиционно повесть рассыпается на куски: сухо изложенные теоретиче ские положения автора и картинки, ил люстрирующие их. Корень происхождения всех этих яв лений в том, что богатый материал, на копленный автором книги, в данном слу чае не получил должного творческого ос мысления и художественного воплоще ния. В. К о з л о в а . ИЗДАНИЕ СБОРНИКА IIE ОПРАВДАНО Сборник «Здравствуй, любимая»1— вторая книжка барнаульского поэта Бо риса Орлова. Как и первая, она состоит преимущественно из лирических стихов. В ней много произведений о любви, о дружбе, о семье, то есть произведений на такие темы, в забвении которых читате ли часто упрекают наших поэтов. Чувства любви и дружбы со всем мно гообразием вызванных ими переживаний и ощущений дают поэту неограниченный материал для создания лирических сти хов. Однако его стихотворения найдут отклик в душе читателя только в том слу чае, если он языком художественных об разов убедит нас, что эти чувства в дей ствительности присущи его лирическому герою, что они глубоки и значительны. Стихи Б. Орлова написаны от первого лица. Поэт как бы делится с читателем своими сугубо личными переживаниями. Он говорит и о радости, и о горе, о на деждах и разочарованиях. Причём гово рит как будто бы искренне, в позёрстве упрекнуть его нельзя. Вот он вспомнил давнюю встречу с де вушкой. Они когда-то подружились, по том потеряли друг друга. Как знать? Тогда, быть может, встретил Свою единственную я, Которую на белом свете Теперь ищу, не находя... В этих строчках, на первый взгляд, есть настроение, они наталкивают на раздумье: а что, ведь на самом деле, иногда мы расстаёмся с близкими людь- •ми без необходимости, а поздней, умуд рённые жизненным опытом, жалеем об этом! Не только в стихотворении «Встреча», но и в некоторых других произведениях Б. Орлова встречаются строки и строфы, продиктованные искренним чувством. В основном разделе книги можно найти не мало стихов, за которыми, если их рас сматривать в совокупности, легко угады вается серьёзная любовная коллизия: уход любимой женщины, вынужденная разлука с сыном, жажда новой любви. Коллизия, полная драматизма. И хочет ся верить, что она не придумана авто ром, а взята из жизни, что он пережил её. Но прочитываешь страницу за страни цей, и вдруг ловишь себя на мысли, что чувства-то у Б. Орлова, может быть, и искренние, да очень уж они мелкие, иг рушечные, не любовь, а, говоря словами В. Маяковского, «маленький, смирный любёночек». Такое убеждение начинает крепнуть, и его уже не в силах поколе бать те отдельные строки и строфы, в которых как будто бы и выражена значи тельная поэтическая мысль. Как знать? Тогда, быть может, встретил Свою единственную я... Это — концовка. А давайте-ка ещё раз прочитаем стихотворение с начала и по смотрим, какая же полузабытая встреча навела поэта на такие печальные раз думья. Поскольку он говорит, что когда- то встреченная им девушка могла бы, возможно, стать самой близкой, то есть единственной, предполагается, что встре ча с нею была чем-то примечательна, что в памяти поэта живы до сих пор какие- то чёрточки характера и внешности де вушки, отличающие её от многих других, и особенно ему дорогие. Какие же? Из стихотворения мы узнаём, что у «кареглазой дивчины» И тонкий стан, и лоб высокий, И золотой отлив волос и что «девушек с подобным станом, с та ким сиянием' волос» поэту раньше «встречать не довелось» нигде, даже «во многих странах». Это то, что касается внешности. Со хранилось в памяти и другое: Мы говорили о колхозе, О славных жителях его, О том, что редко к ним привозят Кино —и скучно без него... После этих строк становится уже дей ствительно скучно — скучно читать сти хи о девушке, которая могла бы стать «единственной»: поэту, оказывается, не чего о ней вспомнить! И нам понятно почему: встреча произо шла «случайно в поле», когда герой «се лом тем проезжал». «У плетня, на зорь ке ранней» дорожное знакомство оборва лось, и хотя Б. Орлов уверяет, что оно было завязано «не забавы ради»—в глу бину и серьёзность чувств героя мы по верить уже не можем. Поэтому и концов ку начинаем воспринимать иначе, так как под ней нет опоры, она вытекает, по су ти дела, из ничего. Стихотворение при-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2