Сибирские огни, 1956, № 1

цева выражается лишь одной фразой: «душа из него винтом», которая на два­ дцати строчках повторяется трижды. А чего только не происходит в повести с •сердцем! «Серёжино сердце всё падало, всё падало... наконец, упало». Оно даже «покатилось под парту». Композиционно повесть рассыпается на куски: сухо изложенные теоретиче­ ские положения автора и картинки, ил­ люстрирующие их. Корень происхождения всех этих яв­ лений в том, что богатый материал, на­ копленный автором книги, в данном слу­ чае не получил должного творческого ос­ мысления и художественного воплоще­ ния. В. К о з л о в а . ИЗДАНИЕ СБОРНИКА IIE ОПРАВДАНО Сборник «Здравствуй, любимая»1— вторая книжка барнаульского поэта Бо­ риса Орлова. Как и первая, она состоит преимущественно из лирических стихов. В ней много произведений о любви, о дружбе, о семье, то есть произведений на такие темы, в забвении которых читате­ ли часто упрекают наших поэтов. Чувства любви и дружбы со всем мно­ гообразием вызванных ими переживаний и ощущений дают поэту неограниченный материал для создания лирических сти­ хов. Однако его стихотворения найдут отклик в душе читателя только в том слу­ чае, если он языком художественных об­ разов убедит нас, что эти чувства в дей­ ствительности присущи его лирическому герою, что они глубоки и значительны. Стихи Б. Орлова написаны от первого лица. Поэт как бы делится с читателем своими сугубо личными переживаниями. Он говорит и о радости, и о горе, о на­ деждах и разочарованиях. Причём гово­ рит как будто бы искренне, в позёрстве упрекнуть его нельзя. Вот он вспомнил давнюю встречу с де­ вушкой. Они когда-то подружились, по­ том потеряли друг друга. Как знать? Тогда, быть может, встретил Свою единственную я, Которую на белом свете Теперь ищу, не находя... В этих строчках, на первый взгляд, есть настроение, они наталкивают на раздумье: а что, ведь на самом деле, иногда мы расстаёмся с близкими людь- •ми без необходимости, а поздней, умуд­ рённые жизненным опытом, жалеем об этом! Не только в стихотворении «Встреча», но и в некоторых других произведениях Б. Орлова встречаются строки и строфы, продиктованные искренним чувством. В основном разделе книги можно найти не­ мало стихов, за которыми, если их рас­ сматривать в совокупности, легко угады­ вается серьёзная любовная коллизия: уход любимой женщины, вынужденная разлука с сыном, жажда новой любви. Коллизия, полная драматизма. И хочет­ ся верить, что она не придумана авто­ ром, а взята из жизни, что он пережил её. Но прочитываешь страницу за страни­ цей, и вдруг ловишь себя на мысли, что чувства-то у Б. Орлова, может быть, и искренние, да очень уж они мелкие, иг­ рушечные, не любовь, а, говоря словами В. Маяковского, «маленький, смирный любёночек». Такое убеждение начинает крепнуть, и его уже не в силах поколе­ бать те отдельные строки и строфы, в которых как будто бы и выражена значи­ тельная поэтическая мысль. Как знать? Тогда, быть может, встретил Свою единственную я... Это — концовка. А давайте-ка ещё раз прочитаем стихотворение с начала и по­ смотрим, какая же полузабытая встреча навела поэта на такие печальные раз­ думья. Поскольку он говорит, что когда- то встреченная им девушка могла бы, возможно, стать самой близкой, то есть единственной, предполагается, что встре­ ча с нею была чем-то примечательна, что в памяти поэта живы до сих пор какие- то чёрточки характера и внешности де­ вушки, отличающие её от многих других, и особенно ему дорогие. Какие же? Из стихотворения мы узнаём, что у «кареглазой дивчины» И тонкий стан, и лоб высокий, И золотой отлив волос и что «девушек с подобным станом, с та­ ким сиянием' волос» поэту раньше «встречать не довелось» нигде, даже «во многих странах». Это то, что касается внешности. Со­ хранилось в памяти и другое: Мы говорили о колхозе, О славных жителях его, О том, что редко к ним привозят Кино —и скучно без него... После этих строк становится уже дей­ ствительно скучно — скучно читать сти­ хи о девушке, которая могла бы стать «единственной»: поэту, оказывается, не­ чего о ней вспомнить! И нам понятно почему: встреча произо­ шла «случайно в поле», когда герой «се­ лом тем проезжал». «У плетня, на зорь­ ке ранней» дорожное знакомство оборва­ лось, и хотя Б. Орлов уверяет, что оно было завязано «не забавы ради»—в глу­ бину и серьёзность чувств героя мы по­ верить уже не можем. Поэтому и концов­ ку начинаем воспринимать иначе, так как под ней нет опоры, она вытекает, по су­ ти дела, из ничего. Стихотворение при-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2