Сибирские огни, 1956, № 1
чала до конца книги доказывает читате лям, как надо воспитывать в себе силу воли. Никакие детские соблазны — ни игра в войну, ни в снежки — не в силах поколебать его аскетического отказа от всех мальчишеских удовольствий до тех пор, пока он не одолеет грамматику. У Володи одна мечта: научиться писать без ошибок. Этот мальчик нужен Кисе- лёвой-методисту ещё и для того, чтобы детально рассказать о всех возможных способах преодоления безграмотности. В повести иллюстрируется и запоминание отдельных слов, и отрывков из художе ственных произведений, и «писание вслух». Так кто же Володя — живой мальчик или ходячий пример? Серёже Стрепетову, отличнику, опла кивающему чужие «двойки», предназ начена роль ближайшего помощника, опоры учителя. Ему даже во сне снятся плохие отметки товарищей. Гена Бара нов — олицетворение тупости и физиче ской силы. Аля Шошина — тихоня, влюблённая в учительницу, — и ничего более. Рая Королёва являет собою существо, путь к сердцу которого необычайно тер нист, труден. Это — воплощение озлоб ленности. В душе Раи нет ни одного свет лого уголка. Она полыхает злобой к со- классникам, к Галине Александровне. В глазах её лютая ненависть. Чем боль ше её поведение нервирует класс, тем веселей у неё на сердце. Появление такого характера писатель ница объясняет тем, что Раю с матерью бросил отец. Слов нет, разлад в семье тяжело отражается на детях. Но одним этим обстоятельством объяснить такую неуёмную злобу просто-таки невозможно. Очевидно, писательница настолько ув леклась своей целью нарисовать трудно сти поиска правильного подхода к де вочке, что в изображении её совсем ото шла от жизненной правды. Снова худож ник и методист вошли в непримиримое противоречие. Пожалуй, лишь одному герою повести, Данилу Снегирёву, повезло. Каким жи вым, остроумным получился этот ры жий мальчуган! Это единственный персо наж книги, который ведёт себя естествен но и непринуждённо. У А. Киселёвой на шлись, краски для изображения его бе режной любви к матери, детской симпа тии-к пионервожатой Лиде. Здесь автор, обнаруживает и тонкость в описании ду шевных движений ребёнка и понимание его психологии. Образ Данила свидетель ствует о несомненных, но ещё не вполне осознанных способностях автора к лите ратурному творчеству. Чувство правды изменяет А. Киселё вой слишком часто. Самые высокие идеи повести решены примитивно, слишком педантично разложены по полочкам. Серёжа Стрепетов взволнован празд ничностью Октябрьской демонстрации. Может быть впервые он ощущает, как велика сила единения трудящихся. Душа его ликует оттого, что он думает и чув ствует так же, как эти взрослые люди, многие из которых делали революцию. Он вспомнил своего дедушку, первого коммуниста на селе, расстрелянного бе логвардейцами, и пионерского вожака Сашу Кольцова, погибшего на заре жиз ни в боях с гитлеровскими захватчиками. Всякому ясно, как велико воспита тельное значение этой демонстрации для школьников. Но писательнице этого ма ло. Ей непременно нужно привязать сю да учёбу школьников. Серёжа вдруг «...почувствовал себя виноватым перед всеми этими людьми. Правда, сам он от личник, по всем предметам у него пять, и почерк он исправляет». Но «...за пер вую четверть в классе не успевают две надцать человек. Двенадцать человек!.. «Как они смеют не успевать! — с возму щением думал Серёжа. — За их право учиться заплачено кровью...» Так навязчиво, без чувства меры про водит писательница свою идею борьбы класса за высокую успеваемость. Тема книги искусственно сужена. Большой заманчивый мир, в котором каждый день и час свершаются интерес нейшие события, войти в который полно правным гражданином мечтает каждый школьник, остался далеко за пределами повести. Лишь изредка писательница позволяет' себе посвятить ему одну-две страницы (демонстрация, поход на фер му, в лес). И это делается опять-таки с узко учебными целями: прогулка в лес нужна для того, чтобы дети лучше напи сали изложение, поход на ферму, очевид но, доказывает политехнизацию обуче ния и т. д. Примитивному художественному реше нию замысла повести сопутствует бед ность её языка. Герои объясняются при мерно так: «— В таком случае завтра надо орга низовать ребят на копку картофеля, — озабоченно сказала Галина Александров на.— И это нужно сделать как можно лучше, чтобы выкопать быстрей. — Мы организуем, — энергично ска зал Серёжа. — Мы всё сделаем. — Вы подумайте над тем, как лучше вовлечь в это дело всех ребят, и посове туйтесь с Лидой,— сказала Галина Алек сандровна. — А теперь до свиданья, мне сюда. — До свиданья, Галина Александров на! До свиданья! , Учительница шагала в темноте через лужи, прислушиваясь к звонкому голо су Серёжи, доносившемуся уже издалека. — Я придумал, как организовать, я читал в «Пионерке»... — Организуют,— улыбаясь, подумала учительница». Какие стёртые, оказёненные слова. Своеобразие речи отца Володи Новосель-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2