Сибирские огни, 1956, № 1

чала до конца книги доказывает читате­ лям, как надо воспитывать в себе силу воли. Никакие детские соблазны — ни игра в войну, ни в снежки — не в силах поколебать его аскетического отказа от всех мальчишеских удовольствий до тех пор, пока он не одолеет грамматику. У Володи одна мечта: научиться писать без ошибок. Этот мальчик нужен Кисе- лёвой-методисту ещё и для того, чтобы детально рассказать о всех возможных способах преодоления безграмотности. В повести иллюстрируется и запоминание отдельных слов, и отрывков из художе­ ственных произведений, и «писание вслух». Так кто же Володя — живой мальчик или ходячий пример? Серёже Стрепетову, отличнику, опла­ кивающему чужие «двойки», предназ­ начена роль ближайшего помощника, опоры учителя. Ему даже во сне снятся плохие отметки товарищей. Гена Бара­ нов — олицетворение тупости и физиче­ ской силы. Аля Шошина — тихоня, влюблённая в учительницу, — и ничего более. Рая Королёва являет собою существо, путь к сердцу которого необычайно тер­ нист, труден. Это — воплощение озлоб­ ленности. В душе Раи нет ни одного свет­ лого уголка. Она полыхает злобой к со- классникам, к Галине Александровне. В глазах её лютая ненависть. Чем боль­ ше её поведение нервирует класс, тем веселей у неё на сердце. Появление такого характера писатель­ ница объясняет тем, что Раю с матерью бросил отец. Слов нет, разлад в семье тяжело отражается на детях. Но одним этим обстоятельством объяснить такую неуёмную злобу просто-таки невозможно. Очевидно, писательница настолько ув­ леклась своей целью нарисовать трудно­ сти поиска правильного подхода к де­ вочке, что в изображении её совсем ото­ шла от жизненной правды. Снова худож­ ник и методист вошли в непримиримое противоречие. Пожалуй, лишь одному герою повести, Данилу Снегирёву, повезло. Каким жи­ вым, остроумным получился этот ры­ жий мальчуган! Это единственный персо­ наж книги, который ведёт себя естествен­ но и непринуждённо. У А. Киселёвой на­ шлись, краски для изображения его бе­ режной любви к матери, детской симпа­ тии-к пионервожатой Лиде. Здесь автор, обнаруживает и тонкость в описании ду­ шевных движений ребёнка и понимание его психологии. Образ Данила свидетель­ ствует о несомненных, но ещё не вполне осознанных способностях автора к лите­ ратурному творчеству. Чувство правды изменяет А. Киселё­ вой слишком часто. Самые высокие идеи повести решены примитивно, слишком педантично разложены по полочкам. Серёжа Стрепетов взволнован празд­ ничностью Октябрьской демонстрации. Может быть впервые он ощущает, как велика сила единения трудящихся. Душа его ликует оттого, что он думает и чув­ ствует так же, как эти взрослые люди, многие из которых делали революцию. Он вспомнил своего дедушку, первого коммуниста на селе, расстрелянного бе­ логвардейцами, и пионерского вожака Сашу Кольцова, погибшего на заре жиз­ ни в боях с гитлеровскими захватчиками. Всякому ясно, как велико воспита­ тельное значение этой демонстрации для школьников. Но писательнице этого ма­ ло. Ей непременно нужно привязать сю­ да учёбу школьников. Серёжа вдруг «...почувствовал себя виноватым перед всеми этими людьми. Правда, сам он от­ личник, по всем предметам у него пять, и почерк он исправляет». Но «...за пер­ вую четверть в классе не успевают две­ надцать человек. Двенадцать человек!.. «Как они смеют не успевать! — с возму­ щением думал Серёжа. — За их право учиться заплачено кровью...» Так навязчиво, без чувства меры про­ водит писательница свою идею борьбы класса за высокую успеваемость. Тема книги искусственно сужена. Большой заманчивый мир, в котором каждый день и час свершаются интерес­ нейшие события, войти в который полно­ правным гражданином мечтает каждый школьник, остался далеко за пределами повести. Лишь изредка писательница позволяет' себе посвятить ему одну-две страницы (демонстрация, поход на фер­ му, в лес). И это делается опять-таки с узко учебными целями: прогулка в лес нужна для того, чтобы дети лучше напи­ сали изложение, поход на ферму, очевид­ но, доказывает политехнизацию обуче­ ния и т. д. Примитивному художественному реше­ нию замысла повести сопутствует бед­ ность её языка. Герои объясняются при­ мерно так: «— В таком случае завтра надо орга­ низовать ребят на копку картофеля, — озабоченно сказала Галина Александров­ на.— И это нужно сделать как можно лучше, чтобы выкопать быстрей. — Мы организуем, — энергично ска­ зал Серёжа. — Мы всё сделаем. — Вы подумайте над тем, как лучше вовлечь в это дело всех ребят, и посове­ туйтесь с Лидой,— сказала Галина Алек­ сандровна. — А теперь до свиданья, мне сюда. — До свиданья, Галина Александров­ на! До свиданья! , Учительница шагала в темноте через лужи, прислушиваясь к звонкому голо­ су Серёжи, доносившемуся уже издалека. — Я придумал, как организовать, я читал в «Пионерке»... — Организуют,— улыбаясь, подумала учительница». Какие стёртые, оказёненные слова. Своеобразие речи отца Володи Новосель-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2