Сибирские огни, 1956, № 1
лишнее. Строчка «любимы мы ею вдво ём...» звучит двусмысленно. Обычно сло ва «вдвоём», «втроём», «вчетвером» употребляются в активной форме. Не точные, приблизительные, «прозаиче ские» определения, метафоры имеются и в других стихотворениях. Стихи из сборника «Страда» произво дят двойственное впечатление. Перёд на ми поэт способный, обладающий боль шим жизненным опытом, умеющий ви деть, чувствовать и мыслить поэтически. Но многие его произведения написаны торопливо, недостаточно выношены, об думаны. Бороться против эмпирического использования материала, против «про заического» решения поэтических задач — вот требование, которое следует по ставить перед А. Чмыхало. А . Абрамович . ПРОТИВОРЕЧИЯ ОДНОЙ ПОВЕСТИ Художественное произведение может родиться лишь в результате сложного процесса переосмысления писателем все го увиденного и услышанного в жизни. Если же материал, даже самый богатый и необычный, художественно не освоен писателем, его книга бессильна вызывать в нас ощущение глубокой правдивости изображённого в ней. И тема такого про изведения прозвучит надуманно, навяз чиво, а поведение героев окажется ли шённым убедительности и внутренней ло гики. После долгой ссоры встретились два литературных персонажа — закадычные друзья, пятиклассники Серёжа и Володя. Каждый из них страдал от этой размолв ки, однако ложная гордость мешала то му и другому сделать первый шаг к при мирению. Но происходит, наконец, долго жданная встреча. Мальчики счастливы. О чём же говорят они? «— Знаешь, я теперь русским языком иначе занимаюсь. Вот посмотри. Он достал из книги карточку со слова ми и подал товарищу: — Спрашивай, как написать какое- нибудь слово. — Помидоры, огурцы, капуста, — спрашивал Серёжа. — Помидор через О, огурцы тоже, а капуста через А, — сдерживая радость, отвечал Володя. — А теперь возьми кни гу и проверяй». Володя попросил све рять, как он будет писать по памяти от рывок из рассказа «Муму». А вслед за этим предложил запоминать написание слов с безударными гласными. Внутренней ли правдой характеров пя тиклассников объясняется их поведение? К сожалению, нет. Дети значительно бо лее непосредственны и впечатлительны, чем изображает их автор, серьёзная деловитость героев книги мешает нам поверить в правдивость такой встречи давних приятелей. Они кажутся нам не живыми, а выдуманными, искусствен ными. Это ощущение чего-то неестественно го не покидает нас, пока мы читаем по весть А. Киселёвой «За честь класса»1. Автора волнует проблема становления молодого характера, воспитания силы во ли, настойчивости, честности, правильно го отношения к жизни. Решить её писа тельница задумала на повседневном, буд ничном материале жизни школы. Свою задачу писательница усложнила ещё и тем, что в центре этой борьбы по ставила молодую учительницу, делаю щую лишь первые шаги на педагогиче ском поприще. Ей достаётся трудный класс с плохой успеваемостью. Казалось бы, учительница должна на чать действовать согласно своим убежде ниям, знаниям, особенностям характера. Увы, этого в повести не произошло. «— Создание коллектива нужно на чинать с организации пионерского и клас сного актива. Соберите лучших ребяти шек, членов совета отряда, вожатых звеньев, классного организатора, побесе дуйте с ними, но побеседуйте так, чтобы сердчишки у них забились, чтоб они го рячо захотели бороться за достижение цели. И актив станет вашим помощни ком, опорой в проведении любого меро приятия»,— внушает Галине Алексан дровне завуч школы. Писательница как бы говорит: зачем искать, мучиться, поднимать целину, ког да поле давно вспахано. Иди протоптан ной дорогой, и ты непременно будешь у цели. И действительно, стоило учительнице и вожатой провести такую беседу — и класс неудержимо увлёкся идеей борь бы за высокую успеваемость. Отныне все помыслы и устремления детей сосредо точились на этой задаче. Класс стал вер ным помощником учительницы. В сторо не остались лишь двое самых «тяжёлых» учеников: Рая и Гена. Их перевоспитани ем на протяжении всей повести и зани маются педагог, пионервожатая и класс. Голос писателя, анализирующего че ловеческую психологию, и голос методи ста, проповедующего правила педагоги ческой науки, в повести звучат раздель но, порой противореча друг другу. Это произошло потому, что наблюдения и знания, накопленные автором книги, не получили полного творческого осмысле ния. Отсюда и схематизм в обрисовке характеров детей, каждый из которых опять-таки подкрепляет, иллюстрирует то или иное педагогическое правило или теоретическое положение. Например, Володя Новосельцев с на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2