Сибирские огни, 1956, № 1
Уже в начале поэмы можно отметить прекрасно отточенные строчки, яркие и задушевные. И стали прозрачнее дали. И в зеркале светлом речном Опять тополя запылали • Холодным осенним дождём. Талантливо нарисован образ девушки Наташи во время непогоды: Сереет даль. Вода кипит От дроби дождевой. И ветер ходит по степи Порывистый и злой. Вот он у края полосы Наташу повстречал, Плеснул в лицо дождём косым, Ударил сгоряча. И ей не больно, ей легко, Когда, как бирюза. Горят под вскинутой рукой Счастливые глаза. Здесь каждое слово помогает созданию картины, выразительного образа — ха рактера. И почти рядом встречаются про заические перебои, сырые слова и пред ложения. Комбайнеры довольны своими успехами: « . . . р а д у ю т с я э т и м сдви гам...» (откровенный «прозаизм»), Вла димир, «в мотора вслушиваясь гомон, спокойно говорит опять...» (явное нару шение синтаксиса). «Дед в раздумье раз водит руками, ч е м д а ё т Ивану по нять...» (очевидный бюрократический оборот). Так в поэме поэтическое перемежает ся с «прозаическим». Вместе с упрощён ным подходом А. Чмыхало к самой те ме «страды» такие просчёты в форме поэмы указывают на её серьёзные недо статки. Те же достоинства и те же слабости показательны и для большинства стихо творений на колхозную тему. Есть от дельные произведения, написанные так, что из них слова не выкинешь. Удача всегда ждёт поэта, когда факты действи тельности озарены у него поэтическим светом, когда он находит лаконичные де тали, когда он тщательно работает над словом. Одно из лучших стихотворений сбор ника — «Новосёлы». В нём всего две надцать строк, но в них выражено боль шое, именно поэтическое содержание. Речь идёт о внешне незначительном со бытии. Колхозникам, переселившимся в Сибирь, ребята из соседней деревни при несли в подарок косолапого, мохнатого щенка «с вершок от земли». Малышу, молока наливая, Повариха сказала всерьёз: — Всё теперь, как у добрых хозяев, Даже есть настоящий барбос... Сила поэтического стиха состоит в том, что он в предельно сжатой форме возводит частное в типическое, заставля ет читателя видеть за маленьким фактом большие явления и события. Мы знаем, что «косолапый щенок» — деталь в жиз ни новосёлов. Но поэт сумел выразить через неё чувства и мысли героев: нет, они не одиноки в новых таёжных, суро вых местах. Народ сделал всё, чтобы они чувствовали себя как дома. Вот почему весьма естественным к художественно убедительным представляется обобще ние, которое дано в последнем четверо стишии: И под грохот недальнего грома Мы сидели в палатке своей, Каждый с думой о том, что он дома В необжитом раздолье степей. Глубоко прочувствованными, поэтиче ски выразительными являются и некото рые другие стихотворения на иные темы: «Северное сияние», «Инголь» и особенно перевод с хакасского «Песни партизан» (автор М. Коков). Но, к сожалению, печать спешки ле жит на ряде стихотворений сборника. В стихотворении «На заре» нет поэ тической картины, овеянной собственным дыханием поэта. Десятки раз мы читали в тех же самых выражениях рассказ о том, как с зарёй вышел комбайн «на раздолье добротного, тучного хлеба», как стройный, подтянутый комбайнер стоит у штурвала, готовый к битве за урожай. И опять появилась «прозаическая» ско роговорка: двигаются по дорогам подво ды с отборным зерном. «Это значит, что кончен заслуженный отдых, что день в напряжении начат». «Это значит» — первые попавшиеся автору слова, кото рые вносят в поэзию «стиль» докладных записок. Немало удачных поэтических строк есть в стихотворении «Хирург». Здесь нарисован образ советского врача, геро ически отстаивающего жизнь тяжело ра ненного бойца. Особенно удачно послед нее четверостишие. Однако произведение портят строки, где случайное, непроду манное сравнение снижает поэтический пафос: «И, как над самим собой, скло нился сутулый, седой над бойцом, всту пая в неравный бой». Поэт хотел сказать о том, что врач боролся за бойца гак на стойчиво и упорно, как боролся бы за свою собственную жизнь. Но хотя поэзия и отталкивается от эмпирического факта, она не может вступать в разлад с дей ствительностью. В реальной жизни чело век не может склониться над самим со бой, и сравнение теряет свою поэтиче скую силу. Там, где нет поэтического обобщения, неизбежно появляются прозаизмы. В ли рическом произведении «Если наши встретятся дороги»... снова режет слух «стиль» деловых бумаг: «И откроюсь, ч т о у ж г о д к о т о р ы й я стремлюсь затем тебя найти...» Интересное по за мыслу стихотворение «Нам не спится се годня, сынок...» портят неуклюжие строчки: «Нам обоим известно о том, что любимы мы ею в д в о ё м . . . » Речь идёт о сыне и отце, и поэтому слово «обоим»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2