Сибирские огни, 1956, № 1

Уже в начале поэмы можно отметить прекрасно отточенные строчки, яркие и задушевные. И стали прозрачнее дали. И в зеркале светлом речном Опять тополя запылали • Холодным осенним дождём. Талантливо нарисован образ девушки Наташи во время непогоды: Сереет даль. Вода кипит От дроби дождевой. И ветер ходит по степи Порывистый и злой. Вот он у края полосы Наташу повстречал, Плеснул в лицо дождём косым, Ударил сгоряча. И ей не больно, ей легко, Когда, как бирюза. Горят под вскинутой рукой Счастливые глаза. Здесь каждое слово помогает созданию картины, выразительного образа — ха­ рактера. И почти рядом встречаются про­ заические перебои, сырые слова и пред­ ложения. Комбайнеры довольны своими успехами: « . . . р а д у ю т с я э т и м сдви­ гам...» (откровенный «прозаизм»), Вла­ димир, «в мотора вслушиваясь гомон, спокойно говорит опять...» (явное нару­ шение синтаксиса). «Дед в раздумье раз­ водит руками, ч е м д а ё т Ивану по­ нять...» (очевидный бюрократический оборот). Так в поэме поэтическое перемежает­ ся с «прозаическим». Вместе с упрощён­ ным подходом А. Чмыхало к самой те­ ме «страды» такие просчёты в форме поэмы указывают на её серьёзные недо­ статки. Те же достоинства и те же слабости показательны и для большинства стихо­ творений на колхозную тему. Есть от­ дельные произведения, написанные так, что из них слова не выкинешь. Удача всегда ждёт поэта, когда факты действи­ тельности озарены у него поэтическим светом, когда он находит лаконичные де­ тали, когда он тщательно работает над словом. Одно из лучших стихотворений сбор­ ника — «Новосёлы». В нём всего две­ надцать строк, но в них выражено боль­ шое, именно поэтическое содержание. Речь идёт о внешне незначительном со­ бытии. Колхозникам, переселившимся в Сибирь, ребята из соседней деревни при­ несли в подарок косолапого, мохнатого щенка «с вершок от земли». Малышу, молока наливая, Повариха сказала всерьёз: — Всё теперь, как у добрых хозяев, Даже есть настоящий барбос... Сила поэтического стиха состоит в том, что он в предельно сжатой форме возводит частное в типическое, заставля­ ет читателя видеть за маленьким фактом большие явления и события. Мы знаем, что «косолапый щенок» — деталь в жиз­ ни новосёлов. Но поэт сумел выразить через неё чувства и мысли героев: нет, они не одиноки в новых таёжных, суро­ вых местах. Народ сделал всё, чтобы они чувствовали себя как дома. Вот почему весьма естественным к художественно убедительным представляется обобще­ ние, которое дано в последнем четверо­ стишии: И под грохот недальнего грома Мы сидели в палатке своей, Каждый с думой о том, что он дома В необжитом раздолье степей. Глубоко прочувствованными, поэтиче­ ски выразительными являются и некото­ рые другие стихотворения на иные темы: «Северное сияние», «Инголь» и особенно перевод с хакасского «Песни партизан» (автор М. Коков). Но, к сожалению, печать спешки ле­ жит на ряде стихотворений сборника. В стихотворении «На заре» нет поэ­ тической картины, овеянной собственным дыханием поэта. Десятки раз мы читали в тех же самых выражениях рассказ о том, как с зарёй вышел комбайн «на раздолье добротного, тучного хлеба», как стройный, подтянутый комбайнер стоит у штурвала, готовый к битве за урожай. И опять появилась «прозаическая» ско­ роговорка: двигаются по дорогам подво­ ды с отборным зерном. «Это значит, что кончен заслуженный отдых, что день в напряжении начат». «Это значит» — первые попавшиеся автору слова, кото­ рые вносят в поэзию «стиль» докладных записок. Немало удачных поэтических строк есть в стихотворении «Хирург». Здесь нарисован образ советского врача, геро­ ически отстаивающего жизнь тяжело ра­ ненного бойца. Особенно удачно послед­ нее четверостишие. Однако произведение портят строки, где случайное, непроду­ манное сравнение снижает поэтический пафос: «И, как над самим собой, скло­ нился сутулый, седой над бойцом, всту­ пая в неравный бой». Поэт хотел сказать о том, что врач боролся за бойца гак на­ стойчиво и упорно, как боролся бы за свою собственную жизнь. Но хотя поэзия и отталкивается от эмпирического факта, она не может вступать в разлад с дей­ ствительностью. В реальной жизни чело­ век не может склониться над самим со­ бой, и сравнение теряет свою поэтиче­ скую силу. Там, где нет поэтического обобщения, неизбежно появляются прозаизмы. В ли­ рическом произведении «Если наши встретятся дороги»... снова режет слух «стиль» деловых бумаг: «И откроюсь, ч т о у ж г о д к о т о р ы й я стремлюсь затем тебя найти...» Интересное по за­ мыслу стихотворение «Нам не спится се­ годня, сынок...» портят неуклюжие строчки: «Нам обоим известно о том, что любимы мы ею в д в о ё м . . . » Речь идёт о сыне и отце, и поэтому слово «обоим»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2