Сибирские огни, 1956, № 1

всего тем, что познавательный элемент подчинён в нём публицистической зада­ че. В очерке же Ю. Хазановича как раз маловато публицистического накала, глу­ боких раздумий, страстного утверждения и страстной полемики. Если и есть в этом очерке публицистический пафос, то он почему-то проявляется лишь в «за­ стенографированных» автором репликах или спорах встречавшихся ему людей, а вот публицистики непосредственно «от автора» (что характерно для очерка Ма- мина-Сибиряка, послужившего отправ­ ным пунктом Ю. Хазановину) почти нет. В общем, этот, самый большой по разт меру, очерк написан ниже творческих возможностей автора. Самое ценное в книге Ю. Хазановича — это всё-таки небольшие очерки о тех­ ническом прогрессе, характерном для на­ шей страны, об «умных машинах» и о главных двигателях этого прогресса, создателях и командирах машин, — со­ ветских инженерах, техниках, рабочих. В. Алабин. ПОЭТИЧЕСКОЕ И „ПРОЗАИЧЕСКОЕ** В сборнике стихов А. Чмыхало1 есть произведение «Государственное дело», в котором автор путём сравнения стремит­ ся подчеркнуть значение поэтического творчества. Когда застревает на дороге автомашина, всегда появляются люди и помогают её вытаскивать. Обобщая этот факт, поэт пишет: ...почему бы И в творчестве вот так не помогать? Чтоб критикам хоть раз поэт умелый Сказал, склонившись над моим стихом: — Известно: государственное дело. Давайте-ка, ребята, подмогнём! Тот факт, что А. Чмыхало осознаёт «государственное значение» поэтическо­ го творчества, нашёл отражение в его сборнике. Ведущее место в нём занимает колхозная тема. Поэма «Страда», стихо­ творение «Новосёлы», «Осень», «Лесная полоса», «На заре», «В Уйбатской сте­ пи», «Весна» посвящены труженикам де­ ревни, их заботам и делам в наши дни, когда решается великая задача борьбы за дальнейший рост и процветание сель­ ского хозяйства. Центральное место в сборнике зани­ мает поэма «Страда». Это подчёркнуто и самим автором в названии книги. Есть в поэме то поэтическое, что волнует чита­ теля, заставляет его тревожиться, радо­ ваться, сожалеть? Есть. Но всё же поэ­ ма, несмотря на ряд отдельных удач, вос­ принимается как произведение далеко не совершенное. Прежде всего следует отметить, что важная тема решена автором в значи­ тельной степени элементарно. В самом деле, какие события в колхозной дерев­ не заинтересовали автора и охватывают ли они понятие «страды»? В начале поэмы повествуется о том, что поспели хлеба, что пришла на поля страда, которая «спать не даёт хлеборо­ бам». Далее следует изображение поле­ вого стана и краткий рассказ о стороже Степане Ермолаевиче, который готов к выполнению своих обязанностей. И вот вышел в поле комбайн знаменитого Во­ лоди Семёнова. О нём мы пока узнаём, что его «возможностям нет потолка» и что после трудной работы его «на стане учётчица ждёт. Но* с табелем — с серд­ цем открытым, не жатву, а чувства уч­ тёт». Страда, очевидно, усугубляется преж­ де всего тем, что есть в колхозе неради­ вые люди, которые думают только о сво­ их выгодах. Такова в поэме тётка Ма­ ланья, заработавшая пять трудодней и увлечённая базарными делами. Дни страды — серьёзное испытание для та­ ких людей. Маланья узнаёт, что ожи­ дается большой урожай, и готова принять участие в уборке. Но начался дождь, и она пожалела о том, что встала на добро­ детельный путь, и снова вернулась к сво­ им личным заботам и делам. А в финале, когда оказалось, что колхоз успешно справился со страдой, Маланья снова раскаялась. И хотя она так и не работа­ ла для общей пользы, автор уверяет, что теперь она «правильный курс взяла». Никто не вправе требовать от поэта, чтобы он решал избранную тему приёма­ ми романиста. Но то, что рассказал он о людях в страдные дни, звучит неубеди­ тельно. Где же страда, где напряжение всех сил колхозников? Начался дождь, и комбайн остановил­ ся. Но вот по ещё сырому полю пошёл трактор Владимира и Сергея. Правда, остаётся неизвестным: почему они уже убирают хлеб, а остальные комбайнеры стоят. Но всё, что сказано о труде, упор­ стве двух героев, действительно волнует и приоткрывает завесу над той страдой, которую стремился изобразить А. Чмы­ хало. Затем в поэме следуют строки, по­ свящённые тому, как включились в рабо­ ту остальные комбайнеры, как пришли на помощь колхозной деревне жители города. Пришла победа, и раздались весё­ лые песни. Но победа эта оказалась лёг­ кой, напряжённой борьбы колхозников за урожай не ощущается в поэме. Однако дело не только в поверхност­ ном решении темы, но и в последствиях этого серьёзного просчёта. О даровании автора говорят многие поэтические строч­ ки, штрихи, детали. О его торопливости свидетельствуют строфы, в которых идея и тема не получили художественного претворения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2