Сибирские огни, 1956, № 1
всего тем, что познавательный элемент подчинён в нём публицистической зада че. В очерке же Ю. Хазановича как раз маловато публицистического накала, глу боких раздумий, страстного утверждения и страстной полемики. Если и есть в этом очерке публицистический пафос, то он почему-то проявляется лишь в «за стенографированных» автором репликах или спорах встречавшихся ему людей, а вот публицистики непосредственно «от автора» (что характерно для очерка Ма- мина-Сибиряка, послужившего отправ ным пунктом Ю. Хазановину) почти нет. В общем, этот, самый большой по разт меру, очерк написан ниже творческих возможностей автора. Самое ценное в книге Ю. Хазановича — это всё-таки небольшие очерки о тех ническом прогрессе, характерном для на шей страны, об «умных машинах» и о главных двигателях этого прогресса, создателях и командирах машин, — со ветских инженерах, техниках, рабочих. В. Алабин. ПОЭТИЧЕСКОЕ И „ПРОЗАИЧЕСКОЕ** В сборнике стихов А. Чмыхало1 есть произведение «Государственное дело», в котором автор путём сравнения стремит ся подчеркнуть значение поэтического творчества. Когда застревает на дороге автомашина, всегда появляются люди и помогают её вытаскивать. Обобщая этот факт, поэт пишет: ...почему бы И в творчестве вот так не помогать? Чтоб критикам хоть раз поэт умелый Сказал, склонившись над моим стихом: — Известно: государственное дело. Давайте-ка, ребята, подмогнём! Тот факт, что А. Чмыхало осознаёт «государственное значение» поэтическо го творчества, нашёл отражение в его сборнике. Ведущее место в нём занимает колхозная тема. Поэма «Страда», стихо творение «Новосёлы», «Осень», «Лесная полоса», «На заре», «В Уйбатской сте пи», «Весна» посвящены труженикам де ревни, их заботам и делам в наши дни, когда решается великая задача борьбы за дальнейший рост и процветание сель ского хозяйства. Центральное место в сборнике зани мает поэма «Страда». Это подчёркнуто и самим автором в названии книги. Есть в поэме то поэтическое, что волнует чита теля, заставляет его тревожиться, радо ваться, сожалеть? Есть. Но всё же поэ ма, несмотря на ряд отдельных удач, вос принимается как произведение далеко не совершенное. Прежде всего следует отметить, что важная тема решена автором в значи тельной степени элементарно. В самом деле, какие события в колхозной дерев не заинтересовали автора и охватывают ли они понятие «страды»? В начале поэмы повествуется о том, что поспели хлеба, что пришла на поля страда, которая «спать не даёт хлеборо бам». Далее следует изображение поле вого стана и краткий рассказ о стороже Степане Ермолаевиче, который готов к выполнению своих обязанностей. И вот вышел в поле комбайн знаменитого Во лоди Семёнова. О нём мы пока узнаём, что его «возможностям нет потолка» и что после трудной работы его «на стане учётчица ждёт. Но* с табелем — с серд цем открытым, не жатву, а чувства уч тёт». Страда, очевидно, усугубляется преж де всего тем, что есть в колхозе неради вые люди, которые думают только о сво их выгодах. Такова в поэме тётка Ма ланья, заработавшая пять трудодней и увлечённая базарными делами. Дни страды — серьёзное испытание для та ких людей. Маланья узнаёт, что ожи дается большой урожай, и готова принять участие в уборке. Но начался дождь, и она пожалела о том, что встала на добро детельный путь, и снова вернулась к сво им личным заботам и делам. А в финале, когда оказалось, что колхоз успешно справился со страдой, Маланья снова раскаялась. И хотя она так и не работа ла для общей пользы, автор уверяет, что теперь она «правильный курс взяла». Никто не вправе требовать от поэта, чтобы он решал избранную тему приёма ми романиста. Но то, что рассказал он о людях в страдные дни, звучит неубеди тельно. Где же страда, где напряжение всех сил колхозников? Начался дождь, и комбайн остановил ся. Но вот по ещё сырому полю пошёл трактор Владимира и Сергея. Правда, остаётся неизвестным: почему они уже убирают хлеб, а остальные комбайнеры стоят. Но всё, что сказано о труде, упор стве двух героев, действительно волнует и приоткрывает завесу над той страдой, которую стремился изобразить А. Чмы хало. Затем в поэме следуют строки, по свящённые тому, как включились в рабо ту остальные комбайнеры, как пришли на помощь колхозной деревне жители города. Пришла победа, и раздались весё лые песни. Но победа эта оказалась лёг кой, напряжённой борьбы колхозников за урожай не ощущается в поэме. Однако дело не только в поверхност ном решении темы, но и в последствиях этого серьёзного просчёта. О даровании автора говорят многие поэтические строч ки, штрихи, детали. О его торопливости свидетельствуют строфы, в которых идея и тема не получили художественного претворения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2