Сибирские огни, 1956, № 1
вал теорию прокатки, проходил практи ку на Магнитогорском комбинате. В день, когда проводилось «горячее» опро бование блюминга, Шиванов занял место второго оператора». Вот и всё! Ведь до этого он, придя пятнадцатилетним маль чишкой на завод без среднего образова ния, работал только учеником машиниста да электриком в мартеновском цехе. Зна чит, в самом характере паренька и в том, как и какие люди его обучали, было что- то такое, что помогло ему исключительно быстро стать настоящим мастером управ ления мощной машиной. А это как раз и не показано. После нескольких строк о том, что Живаноз «сначала не успевал за всем доглядывать», автор тут же и пе реходит к рассказу о его замечательных достижениях. Читаешь с интересом, но... сомневаешься! К очеркам с одним стержневым геро ем, решающим какую-либо новаторскую проблему в области производства, при надлежит и очерк «Хозяин» — о стар шем мастере так называемого «большого штифеля» трубопрокатного завода Васи лии Ивановиче Сосунове. Но здесь ав тор значительно расширяет время дей ствия, относящееся непосредственно к развороту основных событий. О прошлом героя и о тех условиях, в которых рабо тали на заводе его отец и дед, автор рас сказывает так, что всё это органично входит в сюжет. На биографии одного героя построены очерки «Подвиг Максима Казанцева» и «Семафоры открыты». В них тоже чита тель найдёт раскрытие характера нова тора, историю сути и значения его от крытий. Остальные же персонажи очерка лишь постольку и упоминаются, посколь ку с ними общался новатор. Следователь но, они занимают в очерке, так сказать, подчинённое положение. Такой метод, подсказанный конкретными жизненными обстоятельствами и самим замыслом ав тора, не может сам по себе вызывать воз- ражений Но в сборнике «Счастливые люди» имеются и очерки другого рода. Это — «Рождение машины» и «Мирный сна ряд». Отличаясь от вышеназванных очер ков самым принципом построения, под ходом к решению темы, они сходны друг с другом. Это — «многогеройные», многоплановые очерки. Героем их яв ляется коллектив создателей новых ма шин, начиная от конструкторов и кончая сборщиками, монтажниками. В первом из них мы знакомимся с коллективом маленького свердловского завода «Главэкскаватор» в ответствен ный момент жизни этого завода: период освоения серийного производства новой машины — тракторного погрузчика. Здесь и начальник цеха Оленев, и кон структор Петров, и инженер Максимцев, и токарь Ефремова, и другие люди. Мно гие из них запоминаются. В сущности, почти всё, что сказано о «Рождении машины», можно отнести и к «Мирному снаряду». Читатель с неосла бевающим интересом следит за тем, как возникла у советских конструкторов и как реализовалась замечательная идея создания грандиозного пловучего земле сосного снаряда, применяемого теперь на любой крупной гидроэнергетической стройке или при сооружении каналов. И опять-такй перед нами возникают чудес ные советские люди. В частности, инте ресно обрисована молодой инженер Оль га Андрющенко, о которой сказано: «Когда начинали воздвигать Волховскую гидростанцию — первую в стране, Ольги ещё не было на свете. Когда строили Днепрогэс, Магнитку,- Уралмаш, она бе гала в школу. Во время Отечественной войны училась в институте. Теперь, на конец-то, пришла и её пора, она участ ница, пускай рядовая, но участница все народной стройки!». Это ведь — биогра фия целого поколения! Но вместе с тем Ольга действует в очерке соответственно своему индивидуальному своеобразию. Пафос очерка — в преодолении трудно стей как чисто технических, так и иного порядка: трудностей, возникающих в про цессе борьбы нового против старого, косного. Особняком стоит очерк «От Урала до Москвы». Автор решил запечатлеть те великие перемены, которые произошли в местах, описанных ещё в 1881' году Маминым- Сибиряком в путевых заметках того же названия. Очерк Ю. Хазановича безусловно ин тересен в познавательном отношении. И всё же в целом его нельзя признать уда чей. Прежде всего, автор несколько уп рощённо понял здесь собственную зада чу. Стремление во что бы то ни стало противопоставить чуть ли не любой факт тому, что описано Маминым-Сибиряком, приводит к схематизму всего построения очерка. Читателю наскучивает однообраз ный композиционный приём: Мамин-Си- биряк говорил о таком-то явлении жизни уральских городов то-то и то-то, а я уви дел то-то и то-то. Мамин возмущался в этом городе тем-то и тем-то, а мы имеем возможность восхищаться тем^го и тем-то. Справедливость требует сказать, что в очерке Ю. Хазановича есть, конечно, удачные описания, яркие пейзажные за рисовки, отдельные остро критические замечания, скажем, о недостатках в гра достроительной практике некоторых го родов Урала и т. д. Но очень уж много в очерке совсем сухих, информационных абзацев и страниц, порою напоминающих или растянутую газетную заметку, или длинные выдержки из таких специаль ных изданий, как справочники-путеводи тели. Очерк Мамина-Сибиряка силен прежде
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2