Сибирские огни, 1956, № 1
сея. Он только намечен, назван. Недо статочно ярко нарисован образ друга Шатрова Арсланидзе. Было бы хорошо, если бы В. Тычи- нин, при подготовке книги к отдельному изданию, устранил имеющиеся недостат ки, сделал её художественно более со вершенной. Г. Кинелев. ОЧЕРКИ О ЛЮДЯХ ТЕХНИКИ Очерки уральского писателя Юрия Хазановича1 посвящены простым совет ским людям, труженикам социалистиче ского производства и транспорта. На страницах очерков перед читателем воз никают образы представителей разнооб разных профессий, но их роднит одна замечательная черта: высокосознатель ное, страстное, беззаветное отношение к своему делу. Все они понимают, что за дания, выполняемые ими, являются, пусть маленькой, но абсолютно необхо димой частицей, неотъемлемой «подроб ностью» общего плана великих работ. Очерки эти неравноценны, и если луч шие из .них с несомненностью доказыва ют, что автор — талантливый очеркист, умеющий перенести на свои страницы живую жизнь и увлечь ею читателя, то в некоторых других свои способности он использовал не «на полную мощность». Чем подкупают такие очерки, как «Доменный мастер»? Здесь в сконцент рированном виде дана творческая трудо вая биография молодого талантливого металлурга с её интересными индивиду альными подробностями, а вместе с тем и чётко зримая картина жизни цеха. Пе ред нами возникает и характер Валерия Крючкова и характер производства, с которым молодой мастер связал свою жизнь, — «сложного и с в о е н р а в н о г о доменного процесса», как удачно вы ражается Ю. Хазанович. Читателя заинтересовывает история этого человека, который, окончив техни кум и получив звание техника-металлур га, решил практически освоить рабочие профессии газовщика, техника по шихте, младшего горнового. И как достоверный факт воспринимаем мы позже новатор скую борьбу комсомольца Крючкова за «выжимание» из домны всего, что она максимально может дать. Не только мысли, пытливые поиски, расчёты Крюч кова показывает автор, он передаёт и накал его чувств, ощущений, пережи ваний. К тому же в этом очерке, как и в некоторых других, Ю. Хазанович де монстрирует читателю, как интересно и увлекательно можно рассказывать о тех- 1 Ю. Хазанович. С ч а с т л и в ы е л ю д и . Очерки. Тюмень, 1955. 12. «Сибирские огни» № 1. нике, не сбиваясь при этом на голый и скучный техницизм. Эти достоинства можно найти и в очер ке «Шесть секунд», в котором Ю. Хаза нович переносит действие в цех блюмин га — «царство чудесных машин». Мы видим здесь мастерство автора в изобра жении «производственного пейзажа», если так можно выразиться, и опять- такн какими-то попутными штрихами раскрывает он и самый принцип работы блюминга. Ограничимся одной характер ной цитатой: «Чёрные массивные щупальцы крана осторожно вытаскивают из глубокого нагревательного колодца огненный сли ток, несут его над цехом и укладывают на блестящие катки рольганга. Слиток вздрагивает и сначала несмело, а потом всё быстрее устремляется к прокатному стану, излучая нестерпимо жаркое сия ние; он так раскалён, что кажется про зрачным. Откуда-то снизу, навстречу ему поднимаются два чёрных невысоких щи та, образуя русло. Слиток плывёт по этому стальному руслу к валкам. Словно играя с кем-то в прятки, он появляется то по одну, то по другую сторону стана, щиты преследуют его, направляя в ручьи прокатных валков. Потом, чуть померк ший и вытянувшийся, слиток останавли вается ненадолго у ножниц и плывёт в глубину цеха, в даль, подёрнутую сине ватой дымкой... Где-то там, на следую щем переделе, он превратится в сталь ную балку...» Но плох был бы тот очерк, который, рассказывая о сложнейших машинах, за слонил бы ими людей, командующих ма шинами. Подобно тому, как Василий Крючков всё больше подчинял себе дом ну, заставляя её делать доселе казавше еся невозможным, так же поступил с блюмингом другой молодой, даже юный советский человек — Василий Живанов. Борьба его за сокращение времени про изводственного цикла прокатки слитков металла обрисована увлекающе и рас крывает характер Василия Живанова. Есть, впрочем, в том, как передана ав тором «рядовая, обыкновенная биогра фия» этого юноши, замечательного опе ратора блюминга, нечто, вызывающее чувство неудовлетворённости. После вы разительного описания в действии ги гантской и сложнейшей машины пред ставляется странной та лёгкость, с кото рой можно, оказывается, овладеть не только техникой виртуозного управле ния ею, но и новаторскими методами «выжимания» из неё всё новых и новых возможностей. Ведь п р о ц е с с овладе ния юношей этой сложнейшей професси ей заменён в очерке с к о р о г о в о р о ч н о й и н ф о р м а ц и е й : «Когда нача лось строительство блюминга, Василия Живанова послали на курсы. Полгода он учился операторскому делу, изучал сложное оборудование блюминга, осваи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2