Сибирские огни, 1956, № 1

сея. Он только намечен, назван. Недо­ статочно ярко нарисован образ друга Шатрова Арсланидзе. Было бы хорошо, если бы В. Тычи- нин, при подготовке книги к отдельному изданию, устранил имеющиеся недостат­ ки, сделал её художественно более со­ вершенной. Г. Кинелев. ОЧЕРКИ О ЛЮДЯХ ТЕХНИКИ Очерки уральского писателя Юрия Хазановича1 посвящены простым совет­ ским людям, труженикам социалистиче­ ского производства и транспорта. На страницах очерков перед читателем воз­ никают образы представителей разнооб­ разных профессий, но их роднит одна замечательная черта: высокосознатель­ ное, страстное, беззаветное отношение к своему делу. Все они понимают, что за­ дания, выполняемые ими, являются, пусть маленькой, но абсолютно необхо­ димой частицей, неотъемлемой «подроб­ ностью» общего плана великих работ. Очерки эти неравноценны, и если луч­ шие из .них с несомненностью доказыва­ ют, что автор — талантливый очеркист, умеющий перенести на свои страницы живую жизнь и увлечь ею читателя, то в некоторых других свои способности он использовал не «на полную мощность». Чем подкупают такие очерки, как «Доменный мастер»? Здесь в сконцент­ рированном виде дана творческая трудо­ вая биография молодого талантливого металлурга с её интересными индивиду­ альными подробностями, а вместе с тем и чётко зримая картина жизни цеха. Пе­ ред нами возникает и характер Валерия Крючкова и характер производства, с которым молодой мастер связал свою жизнь, — «сложного и с в о е н р а в н о ­ г о доменного процесса», как удачно вы­ ражается Ю. Хазанович. Читателя заинтересовывает история этого человека, который, окончив техни­ кум и получив звание техника-металлур­ га, решил практически освоить рабочие профессии газовщика, техника по шихте, младшего горнового. И как достоверный факт воспринимаем мы позже новатор­ скую борьбу комсомольца Крючкова за «выжимание» из домны всего, что она максимально может дать. Не только мысли, пытливые поиски, расчёты Крюч­ кова показывает автор, он передаёт и накал его чувств, ощущений, пережи­ ваний. К тому же в этом очерке, как и в некоторых других, Ю. Хазанович де­ монстрирует читателю, как интересно и увлекательно можно рассказывать о тех- 1 Ю. Хазанович. С ч а с т л и в ы е л ю д и . Очерки. Тюмень, 1955. 12. «Сибирские огни» № 1. нике, не сбиваясь при этом на голый и скучный техницизм. Эти достоинства можно найти и в очер­ ке «Шесть секунд», в котором Ю. Хаза­ нович переносит действие в цех блюмин­ га — «царство чудесных машин». Мы видим здесь мастерство автора в изобра­ жении «производственного пейзажа», если так можно выразиться, и опять- такн какими-то попутными штрихами раскрывает он и самый принцип работы блюминга. Ограничимся одной характер­ ной цитатой: «Чёрные массивные щупальцы крана осторожно вытаскивают из глубокого нагревательного колодца огненный сли­ ток, несут его над цехом и укладывают на блестящие катки рольганга. Слиток вздрагивает и сначала несмело, а потом всё быстрее устремляется к прокатному стану, излучая нестерпимо жаркое сия­ ние; он так раскалён, что кажется про­ зрачным. Откуда-то снизу, навстречу ему поднимаются два чёрных невысоких щи­ та, образуя русло. Слиток плывёт по этому стальному руслу к валкам. Словно играя с кем-то в прятки, он появляется то по одну, то по другую сторону стана, щиты преследуют его, направляя в ручьи прокатных валков. Потом, чуть померк­ ший и вытянувшийся, слиток останавли­ вается ненадолго у ножниц и плывёт в глубину цеха, в даль, подёрнутую сине­ ватой дымкой... Где-то там, на следую­ щем переделе, он превратится в сталь­ ную балку...» Но плох был бы тот очерк, который, рассказывая о сложнейших машинах, за­ слонил бы ими людей, командующих ма­ шинами. Подобно тому, как Василий Крючков всё больше подчинял себе дом­ ну, заставляя её делать доселе казавше­ еся невозможным, так же поступил с блюмингом другой молодой, даже юный советский человек — Василий Живанов. Борьба его за сокращение времени про­ изводственного цикла прокатки слитков металла обрисована увлекающе и рас­ крывает характер Василия Живанова. Есть, впрочем, в том, как передана ав­ тором «рядовая, обыкновенная биогра­ фия» этого юноши, замечательного опе­ ратора блюминга, нечто, вызывающее чувство неудовлетворённости. После вы­ разительного описания в действии ги­ гантской и сложнейшей машины пред­ ставляется странной та лёгкость, с кото­ рой можно, оказывается, овладеть не только техникой виртуозного управле­ ния ею, но и новаторскими методами «выжимания» из неё всё новых и новых возможностей. Ведь п р о ц е с с овладе­ ния юношей этой сложнейшей професси­ ей заменён в очерке с к о р о г о в о р о ч ­ н о й и н ф о р м а ц и е й : «Когда нача­ лось строительство блюминга, Василия Живанова послали на курсы. Полгода он учился операторскому делу, изучал сложное оборудование блюминга, осваи­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2