Сибирские огни, 1956, № 1
В. Тычинин художественно ставит очень важную проблему — правильного воспитания наших кадров. Ценить кад ры — это не значит прощать им ошибки: важно, наоборот, во-время обнаружить недостатки, со всей прямотой и реши тельностью указать на них, добиться их устранения.' И если бы это было сде лано своевременно по отношению к Кру тову, он был бы другим человеком. Ведь даже и сейчас в его характере обнару живаются черты, вызывающие доброе чувство у людей. Крутов — сильный волевой человек, хорошо знал своё дело. Он не любил си деть в кабинете, часто бывал там, где трудились горняки. Трудно бороться с недостатками на прииске «Крайнем». Неправильную ли нию- Крутова поддерживает секретарь партбюро Норкин. Этот человек «с за лысиной, седеющими усами щёткой» вы зывает к себе неприязненное отношение. Характерна такая деталь: членские пар тийные взносы он не собирает, а взыски вает с коммунистов. Норкин пишет кле ветническую статью в газету, всеми си лами добивается исключения Шатрова из партии. Правду о таких людях сказал начальник политотдела Проценко: — норкины вредны для нашего вели кого дела. Они Уступают в партию пото му, что она — правящая. Что им до свет лого будущего народа? Люди с рыбьей Бровью, они озабочены одним — преус певать в жизни. Их программа — плыть по течению, обходить острые углы. Партбилет для них — щит от толчков жизни. Кровь, труд и пот народа в их глазах — нива, на которой удобно выра щивать собственное мещанское благопо лучие. К далёкой гавани идёт наш совет ский корабль, и каждый в его команде несёт свою долю труда. А норкины — ракушки, облепляющие киль корабля, замедляющие его стремительный бег. С любовью, тёплыми красками напи сан образ богатыря Тараса Недели, сильного и ловкого в работе, робкого в своей большой любви к Клаве. Хорошо, сдержанно переданы в романе его глу бокие чувства к девушке. Сцена пое динка Недели с диверсантом Галга- ном производит сильное впечатление, за хватывает читателя и является одной из лучших в романе. Большое место в книге занимает об раз старого рабочего Лисички. Его, чест ного труженика, знают и любят горняки. Он опытен, вмел, хорошо разбирается в людях. Его острого словца побаиваются Крутов, Норкин, Лаврухии. Лисичка вы ступает в романе как бы выразителем интересов рабочих прииска. Верный своей манере раскрывать ха рактеры своих героев в развитии, в дви жении, В. Тычинин постепенно, от^ гла вы к главе, создаёт выразительный об раз диверсанта Галгана. Со страниц ро мана встаёт образ врага, бешено ненави дящего нашу жизнь и наших людей. Писать правду жизни призывает ху дожников слова Коммунистическая пар тия. В реалистическом изображении жизни во всей её сложности, в раскры тии острых столкновений, в показе труд ностей нашего движения вперёд и состоит главное достоинство рецензируемой кни ги. В жизни ещё много косного, отстало го; среди советских людей, строящих коммунизм, как змеи, тщательно маски руясь, ползают враги. И об этом забы вать нельзя. В романе есть волнующие сцены, пе редающие радость, поэзию вдохновенно го труда. Хороши в книге картины си бирской природы. Они органически вхо дят в ткань романа, служат раскрытию его идейного замысла. Могут сказать, что мы много говорим о достоинствах романа. Мы не боимся такого упрёка, так как считаем книгу значительным явлением в литературной жизни Сибири, творческим достижени ем писателя. Жаль только, что роман напечатан с сокращениями. Есть в талантливом произведении и то, на что хотелось бы обратить внима ние его автора. Партбюро исключило Шатрова из кан дидатов в члены партии. На следующий день назначено собрание. Алексей тяже ло переживает исключение. Поговорив с Лисичкой, он идёт в лес, чтобы побыть наедине. В таком поведении героя нет ничего неестественного. Но вот после партийного собрания, получив строгое взыскание и будучи снятым с работы, Крутов также уходит в тайгу, чтобы ос мыслить наедине совершившееся. Это уже повторение ситуаций, в которые ав тор ставит своих героев. Бывает, что та кой приём способствует более глубокому раскрытию замысла. В данном же слу чае, как нам кажется, он художественно не оправдан. Тарас Неделя говорит, обращаясь к Лаврухину: «Пробу нема где ставить». То же самое мы слышим из уст Галга на: «На тебе пробу негде ставить». Это выражение вообще не отличается ни све жестью, ни художественностью, да ещё повторяется двумя, столь различными персонажами. В книге нередко можно встретить за тасканные выражения, вроде «из рук вон плохо», неудачные предложения, пе редающие противоположное тому, что хотел сказать автор: «Тарас замер, оча рованно глядя на блестящий нож». Раз ве может быть очарован человек, вися щий над бездной, ножом врага, который в любой момент готов пустить его на дно пропасти? Не все образы зрительно ощутимы. Отдельные, играющие немаловажную роль в романе, производят слабое впе чатление. Так, на наш взгляд, бледным оказался образ Нины, полюбившей Алек
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2