Сибирские огни, 1956, № 1

В. Тычинин художественно ставит очень важную проблему — правильного воспитания наших кадров. Ценить кад­ ры — это не значит прощать им ошибки: важно, наоборот, во-время обнаружить недостатки, со всей прямотой и реши­ тельностью указать на них, добиться их устранения.' И если бы это было сде­ лано своевременно по отношению к Кру­ тову, он был бы другим человеком. Ведь даже и сейчас в его характере обнару­ живаются черты, вызывающие доброе чувство у людей. Крутов — сильный волевой человек, хорошо знал своё дело. Он не любил си­ деть в кабинете, часто бывал там, где трудились горняки. Трудно бороться с недостатками на прииске «Крайнем». Неправильную ли­ нию- Крутова поддерживает секретарь партбюро Норкин. Этот человек «с за­ лысиной, седеющими усами щёткой» вы­ зывает к себе неприязненное отношение. Характерна такая деталь: членские пар­ тийные взносы он не собирает, а взыски­ вает с коммунистов. Норкин пишет кле­ ветническую статью в газету, всеми си­ лами добивается исключения Шатрова из партии. Правду о таких людях сказал начальник политотдела Проценко: — норкины вредны для нашего вели­ кого дела. Они Уступают в партию пото­ му, что она — правящая. Что им до свет­ лого будущего народа? Люди с рыбьей Бровью, они озабочены одним — преус­ певать в жизни. Их программа — плыть по течению, обходить острые углы. Партбилет для них — щит от толчков жизни. Кровь, труд и пот народа в их глазах — нива, на которой удобно выра­ щивать собственное мещанское благопо­ лучие. К далёкой гавани идёт наш совет­ ский корабль, и каждый в его команде несёт свою долю труда. А норкины — ракушки, облепляющие киль корабля, замедляющие его стремительный бег. С любовью, тёплыми красками напи­ сан образ богатыря Тараса Недели, сильного и ловкого в работе, робкого в своей большой любви к Клаве. Хорошо, сдержанно переданы в романе его глу­ бокие чувства к девушке. Сцена пое­ динка Недели с диверсантом Галга- ном производит сильное впечатление, за­ хватывает читателя и является одной из лучших в романе. Большое место в книге занимает об­ раз старого рабочего Лисички. Его, чест­ ного труженика, знают и любят горняки. Он опытен, вмел, хорошо разбирается в людях. Его острого словца побаиваются Крутов, Норкин, Лаврухии. Лисичка вы­ ступает в романе как бы выразителем интересов рабочих прииска. Верный своей манере раскрывать ха­ рактеры своих героев в развитии, в дви­ жении, В. Тычинин постепенно, от^ гла­ вы к главе, создаёт выразительный об­ раз диверсанта Галгана. Со страниц ро­ мана встаёт образ врага, бешено ненави­ дящего нашу жизнь и наших людей. Писать правду жизни призывает ху­ дожников слова Коммунистическая пар­ тия. В реалистическом изображении жизни во всей её сложности, в раскры­ тии острых столкновений, в показе труд­ ностей нашего движения вперёд и состоит главное достоинство рецензируемой кни­ ги. В жизни ещё много косного, отстало­ го; среди советских людей, строящих коммунизм, как змеи, тщательно маски­ руясь, ползают враги. И об этом забы­ вать нельзя. В романе есть волнующие сцены, пе­ редающие радость, поэзию вдохновенно­ го труда. Хороши в книге картины си­ бирской природы. Они органически вхо­ дят в ткань романа, служат раскрытию его идейного замысла. Могут сказать, что мы много говорим о достоинствах романа. Мы не боимся такого упрёка, так как считаем книгу значительным явлением в литературной жизни Сибири, творческим достижени­ ем писателя. Жаль только, что роман напечатан с сокращениями. Есть в талантливом произведении и то, на что хотелось бы обратить внима­ ние его автора. Партбюро исключило Шатрова из кан­ дидатов в члены партии. На следующий день назначено собрание. Алексей тяже­ ло переживает исключение. Поговорив с Лисичкой, он идёт в лес, чтобы побыть наедине. В таком поведении героя нет ничего неестественного. Но вот после партийного собрания, получив строгое взыскание и будучи снятым с работы, Крутов также уходит в тайгу, чтобы ос­ мыслить наедине совершившееся. Это уже повторение ситуаций, в которые ав­ тор ставит своих героев. Бывает, что та­ кой приём способствует более глубокому раскрытию замысла. В данном же слу­ чае, как нам кажется, он художественно не оправдан. Тарас Неделя говорит, обращаясь к Лаврухину: «Пробу нема где ставить». То же самое мы слышим из уст Галга­ на: «На тебе пробу негде ставить». Это выражение вообще не отличается ни све­ жестью, ни художественностью, да ещё повторяется двумя, столь различными персонажами. В книге нередко можно встретить за­ тасканные выражения, вроде «из рук вон плохо», неудачные предложения, пе­ редающие противоположное тому, что хотел сказать автор: «Тарас замер, оча­ рованно глядя на блестящий нож». Раз­ ве может быть очарован человек, вися­ щий над бездной, ножом врага, который в любой момент готов пустить его на дно пропасти? Не все образы зрительно ощутимы. Отдельные, играющие немаловажную роль в романе, производят слабое впе­ чатление. Так, на наш взгляд, бледным оказался образ Нины, полюбившей Алек­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2