Сибирские огни, 1956, № 1

М. СЕРГЕЕВ Марк {Константинович Азадовский Год тому назад в Ленинграде скон­ чался крупнейший советский учёный, фольклорист и литературовед, доктор филологических наук, профессор Марк Константинович Азадовский. Научно-исследовательская деятель­ ность М. К. Азадовского началась ещё на студенческой скамье. В 1910— 1912 гг. он исполнил несколько работ по этнографии и фольклору Сибири, а в 1913 г. опубликовал статью «Амурская частушка», написанную на основе лично собранных им материалов. В 1918 г. М. К. Азадовский присту­ пил к педагогической работе сначала в Томском университете, потом в Институ­ те народного образования в Чите. С 1923 по 1930 г. он занимал кафедру русской литературы в Иркутском уни­ верситете. В 1930 г. М. К. Азадовский переезжает в Ленинград и отдаётся пол- • ностью- научно-исследовательской дея­ тельности. С 1931 г. он руководит фольклорной работой в Академии наук — сначала в Институте этнографии, за­ тем в Институте литературы (Пушкин­ ском доме). В 1934 г. он ведёт курс лек­ ций в Ленинградском институте филосо­ фии, лингвистики и истории, а с 1938 г. заведует кафедрой фольклора в университете. В годы Отечественной войны М. К. Азадовский работал в Ир: кутске, а затем снова вернулся в Ленин­ град к прежней деятельности. Печатное наследие М. К. Азадовского достигает 350 работ и свидетельствует о большом разнообразии и широте науч­ ных интересов. И тем не менее это, прежде всего, русский фольклор и исто­ рия его изучения. По словам С. Ф. Ольденбурга, М. К. Азадовский был «блестящим представи­ телем русской школы фольклористов». Продолжая лучшие традиции отечествен­ ной фольклористики, ведущие начало ещё от Радищева и декабристов и полу­ чившие наиболее яркое выражение в трудах революционных демократов, М. К. Азадовский рассматривал памят­ ники народного поэтического творчества, как важнейший источник для познания мировоззрения и культуры трудового на­ рода. Он исследовал их исторически в непосредственной связи с судьбами са­ мого народа. Внимание его привлекали такие важные проблемы, как сущность- фольклора и специфики его, как особого вида художественного творчества наро­ да, изменения его идейного содержания и художественной формы в результате перемен в жизни и сознании народа. М. К. Азадовский был превосходным собирателем и исследователем фолькло­ ра. Уже ранние, наиболее значительные его публикации — «Ленские причита­ ния» (1922) и «Сказки Верхнеленского края» (1925), явились образцовыми по- тщательности применённых .методов со­ бирания и записи текстов, а вступитель­ ные статьи давали тонкий анализ процес­ сов народного творчества. «Ленские при­ читания» были первым большим издани­ ем этого жанра фольклора и вызвали появление в свет нескольких таких же начинаний. Не раз переизданные (на рус­ ском и иностранных языках) верхнелен- ские сказки явились в своё время также первым опытом публикации и исследова­ ния полного репертуара отдельного ска­ зочника. К числу выдающихся публикаций, вы­ шедших в свет по инициативе и при не­ посредственном участии М. К. Азадов­ ского, относятся также двухтомное изда­ ние «Русские сказки. Избранные масте­ ра» (1932) и переиздания известных «Русских народных сказок» А. Н. Афанасьева (1936— 1941) и «Онежских былин» А. Ф. Гильфердинга. В послед­ ние годы М. К. Азадовский готовил но­ вое издание одного из важнейших источ­ ников для исследования русского эпоса — знаменитого «Сборника Кирши Дани­ лова». М. К. Азадовский положил начало исследованию ряда проблем советского фольклора. Он первым обратил внимание фольклористов и краеведов на необходи­ мость собирания и изучения народного творчества гражданской войны. Он же первым проявил инициативу в изучении народного творчества Отечественной вой­ ны. По его почину состоялось в 1&43 г. обширное совещание сказителей и- фольклористов Сибири.. В том же году М. К. Азадовский участвовал в москов­ ской конференции по фольклору Отече­ ственной войны, созванной Всесоюзным домом народного творчества имени Н. К. Крупской. При его участии был выпу­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2