Сибирские огни, 1956, № 1
использовано исключительно стечение обстоятельств. С огромным трудом, почти не веря в успех, учится Яптунай грамоте у комео- мольца-пастуха Юная. Горюет Яллу: следы горностаев на снегу видит изда лека, а буквы под самым носом пута ются, налезают одна на другую, не дают себя прочесть... И вот однажды Яптунай заметил на двери фактории бумажный лист и, угадав в нём районную газету, номера которой видел неоднократно, сначала смотрел на этот лист с полней шим безразличием. Но .потом (писатель предлагает нам здесь интересное психо логическое наблюдение) с Яптунаем произошло нечто странное: «Вдруг ему показалось, что кто-то произнёс его имя. Яллу оглянулся вокруг — никого нет. Опять взглянул на газету. И тут заме тил очень знакомые буквы. Стал чи тать — получилось: «Яллу Яптуная». Он подошёл близко и, напрягая зрение, начал читать слова, написанные так же крупно, но чуть повыше. Читал долго — и получилось: «Равняйтесь на бригаду знатного оленевода Яллу Яптуная!». — Ого! — радостно произнёс он. По том зачем-то опять оглянулся вокруг и прочитал ещё раз. Получилось то же са мое...». Разговор о трудной учёбе пожилого человека в начале рассказа отнюдь не повисает в воздухе, не является «не стреляющим ружьём». Пожалуй, можно сказать, что здесь происходит даже «двойной выстрел», ибо радость Яптуная ведь тоже двойная: впервые убеждается он в яом, что научился читать — именно в тот момент, когда «одолел» лестную за метку о себе. Вполне закономерное сю жетное «заострение»! Убедительна и концовка рассказа: воз вращаясь с фактории в колхоз, старый ненец высказывает свои мысли, как при нято у всех жителей Севера, в импро визационном пении, причём мы узнаём о его намерении непременно продолжать учение: «Другие бригадиры, однако, гра мотнее тебя!» — с укором напевает он самому себе. Образ Яллу Яптуная вызы вает самую тёплую симпатию. Живо передана И. Истоминым атмо сфера взволнованного ожидания ненец кими детьми самолёта, доставляющего первую в их жизни ёлку, украшения для которой были заранее приготовлены («Ёлка в Заполярье»), Эта ситуация да ла возможность автору не только инте ресно обрисовать своеобразную обста новку тундрового посёлка, в котором первые новые дома из строительного леса соседствуют с последними древни ми чумами, но и очертить характеры ребят и старика Валяче, дедушки ма ленькой Яляконе. Слабее — небольшие зарисовки «Ма стерство» и «Секрет». В них нет самого главного для полноценного художест венного произведения — нет сколько- нибудь чётко обрисованных характеров. Ни Вано (герой «Мастерства»), ни Ха- санбой (герой «Секрета») не заинтересо вывают нас как определённые челове ческие личности. Просто мы узнаём, что один из них руководит ловом даже в штормовую погоду и постоянно ведёт дневник, занося в него важные мысли, связанные с его профессией, а другой— неожиданно для себя открыл новый спо соб ловли рыбы на «сорах» (заливных лугах). Оба они упорны в достижении поставленной цели и хорошо трудятся на пользу артели. Но это — «упорство вообще», а не одна из индивидуальных черт конкретного человека! А вот личность, и судьба Омры Няруя, героя рассказа «Удача», несомненно, за интересовывает читателя. Мы и посмеи ваемся над этим суеверным человеком, свято чтущим завет старины, запрещаю щий охотнику показывать кому-либо шкурку первого убитого в сезоне зверя, и, вместе с тем, сочувствуем ему, — столь глубоко переживает он вынужден ное отступление от этого «закона». ' После долгой и мучительной внутрен ней борьбы решился Омра Няруй сдать на заготпункт запрятанного в чуме голу бого песца (первую добычу!), так как без этого он не мог выполнить взятого на себя обязательства по сдаче пушнины ко дню выборов в Верховный Совет РСФСР. Но, сдав «запретную» шкурку, Няруй абсолютно убеждён в том, что отныне ему уже не будет удачи: «— Какой я теперь охотник!» — со крушённо восклицает он. Эта страшная уверенность делает его почти больным. Увлекают читателя взаимоотношения безграмотного Няруя с его женой Нель- вой — передовой женщиной, активист кой, а также с приёмщиком мехов Афа насием Медведевым, русским. В этих взаимоотношениях глубоко раскрывается характер героя рассказа. Некоторое сомнение вызывает у чита теля лишь то, как, в конце концов, ре шается в сюжете вопрос о преодолении Няруем своих суеверий. И здесь мы встречаем «совпадение», но — в противо положность рассказу «Радость»—оно не представляется убедительным. Медведев и секретарь парторганиза ции Ямбо Оковой предлагают Нярую, отказавшемуся брать на себя новые обя зательства, проверить поставленные в последний раз капканы. В полной уве ренности, что все попытки окажутся те перь напрасными, Няруй отправляется к капканам и... убивает серебристо-чёр ную лису и кроме неё — волка. Он счастлив: суеверия рассеяны, первую до бычу сдавать можно! Возникает вопрос: ну, а если бы (что ведь вполне могло быть) в этот и даже в следующий раз его постигла неудача? Так и укрепился бы он в незыблемости
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2