Сибирские огни, 1956, № 1
БОРИС РЯСЕНЦЕВ Ж тро „Края земли64 Лет десять тому назад (или несколь ко больше) в некоторых сибирских пе риодических изданиях стали появляться стихи и небольшие рассказы, подписан ные новым для читателей именем: Иван Истомин. Произведения эти были посвя щены жителям Обского Заполярья — Ямала, что в переводе с ненецкого язы ка означает «Край земли». Чем привлекали эти произведения? В них ощущались совершенное знание автором избранного им жизненного ма териала и какая-то особая, подкупающая свежесть восприятия. это ие Удивительно. Учитель И. Истомин (по национальности — коми) всё время живёт и работает сре ди ненцев, являясь активным участником тех решающих изменений, которые про исходят во всём жизненном укладе не нецкого народа. Пишет он и на русском и на ненецком языках, но всё его твор чество рассказывает о жизни ненцев. Вот почему литературную работу И. Ис томина следует оценивать в ряду тех знаменательных явлений, к которым принадлежит и творчество тувинца С. Тока, чукчи Ю. Рытхеу или удегейца Д. Кимонко. Недавно появился первый сборник произведений И. Истомина «Утро Яма ла»1. Перечитывая сейчас уже знакомые рассказы и впервые знакомясь с произве дениями новыми, отчётливее улавлива ешь их достоинства и недостатки, их сильные и слабые стороны. Лучшими в сборнике являются, на мой взгляд, рассказы «Радость», «Чу до», «Ёлка в Заполярье». «Почему-то все думали, что картофель растёт на деревьях, как шишки». Это удивительное и на первый взгляд совершенно неправдоподобное утвержде ние ненецкой девушки Айны обретает в рассказе «Чудо» вполне конкретный смысл и непререкаемую жизненную до стоверность. Да, многие сородичи агро нома Айны, приехавшей сразу же после окончания сельскохозяйственной шко лы в колхоз, действительно не имели ни малейшего представления о том, как ра стёт обыкновеннейшая «картошка». Оленеводы, охотники, рыбаки, потом ственные кочевники, только ещё пере ходившие на оседлость, они никогда в жизни не занимались ни полеводством, ни огородничеством. Но «Чудо» не стало бы х у д о ж е с т в е н н ы м произведением, если бы главным в нём было само по себе по дробное сообщение о том, что огородни чество продвинулось в Заполярье. Самое интересное в рассказе — это образ обая тельной и энергичной ненецкой девуш ки. Образ этот возникает перед нами в горячих строчках письма Айны своему жениху Вытко, призванному в армию. Ему она подробно, хотя и несколько сбивчиво, рассказывает о своей нелёгкой борьбе за новое дело. Читателя по-настоящему заинтересо вывает, как осваивала Айна с неболь шим коллективом помощников целину, да ещё целину — тундровую! «И ещё посеяла я... Что бы ты ду мал? Ячмень! Всего десять зёрен». Она предвидит, что жених будет сме яться над ней, дескать, на снегу реши ла выращивать зерновые культуры. И Айна задорно возражает ему: «А я вот посеяла! Просто так, для интереса». Автор заставляет нас разделять волне ния Айны за судьбу и картофельного по ля, и двух колосков ячменя, которые всё-таки сумели подняться. Они были тонкие, побуревшие, с обмякшими уси ками и дрожали на тундровом, пронизы вающем ветру. «Мне было так жалко их, — признаётся Айна, — так жалко, что даже слёзы навёртывались на глаза. А когда они выпрямились совсем, я припала к ним, целую: «Ай да мо лодцы! Настоящие полярники. Вот уж у вас, говорю, потомство будет выносли вое». О выносливых, сильных и благород ных представителях одного из малых народов Севера рассказывают все про изведения И. Истомина. цМы разделяем не только волнения Айны, но и радостные чувства старого Яллу Яптуная, бригадира-оленевода, «медлительного в разговоре, но быстро го в движениях» («Радость»), Сюжет это го маленького рассказа и очень прост, незамысловат, и в то же время в нём
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2