Сибирские огни, 1956, № 1

живания не келейного затворника, а об­ щественного деятеля, тесно связанного •с народом. Вот что мы подразумевали, говоря о необходимости для поэта пересмотреть кое-что в своих творческих установках. Вторая причина. Путь А. Смердова к своим, наиболее значительным произ­ ведениям был длительным и сложным. Прежде чем воплотить в книгу очерков «Камень на ладони» глубоко познан­ ный жизненный материал, писатель прошёл через декларативность «Гео­ химической поэмы» и фрагментарность «Товарища Валериана». Дорога к «Пуш­ кинским горам» пролегла через упро­ щённость изображения в стихотвор­ ных рассказах «Сибиряк Тарас Клин­ ков» и схематичность поэмы «Мои зем­ ляки». Недостатки этих, если можно так вы­ разиться, промежуточных произведений были обусловлены не столько низким уровнем формального мастерства (ма­ стерство высоко уже в «Геохимической поэме»), сколько неглубоким проникно­ вением в жизнь, слабым знакомством с материалом, недостаточным пропуском его «через сердце». Лишь когда темы действительности были освоены и пережиты, появлялись «Камень на ладони» и «Пушкинские горы». Сейчас А. Смердов заканчивает оче­ редной этап «вживания» в материал. В периодической печати уже появились от­ рывки из новой поэмы о Кулунде. Тема, давно притягивающая поэта, близка к своему воплощению. Далеко продвинул­ ся А. Смердов и в теме строительства ГЭС. Об этом говорят не только инте­ ресные заметки «Весна на стройке», но и стихотворения «Гость с Волги-реки» и «Сегодня и завтра». В этих стихах поэт сумел отрешиться от общих фраз и риторических штампов. Даже техника изображена здесь эмоцио­ нально, с точки зрения человека — вла­ стелина техники, поэтические детали исполнены глубокого обобщения. С Волги прибыл экскаватор — «бога­ тырь шагающий»: Будто с Обью-матушкой здороваясь. Средь прибрежных сосен и берёз. Он ручищу сорокаметровую Над широкой поймою занёс. Ведёт этого «богатыря» паренёк «лет двадцати — не более, с чубом, напол­ зающим на лоб». Кончается это стихотворение хорошим лирическим аккордом, который живо напомнил нам лучшие стихи А. Смер­ дова: И его водитель, горд и весел, под моторный гул, под гром земли, — шаль, обских ещё не зназт песен. — ласково поёт про Жигули... Мы далеки от мысли навязывать пи­ сателю тематику и жанры. Его равно ждут и Кулунда, и НовосибГЭС, Куз­ басс с Горной Шорией и Алтай — темы, поднятые им, но далеко не исчерпанные. Мы знаем хорошие произведения А. Смердова в различных жанрах: лири­ ческие стихи, очерки, поэму. Но о чём бы он ни писал, творческий успех его лежит там, где он выносит из жизни груз материала, если можно так выразиться, на собственных плечах, в собственном сердце, где он исполняет свою прекрасную формулу: «судьбу деля» со своим героем: одной с ним жизнью, верой, сердцем слит. Я жил. я шёл...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2