Сибирские огни, 1956, № 1
живания не келейного затворника, а об щественного деятеля, тесно связанного •с народом. Вот что мы подразумевали, говоря о необходимости для поэта пересмотреть кое-что в своих творческих установках. Вторая причина. Путь А. Смердова к своим, наиболее значительным произ ведениям был длительным и сложным. Прежде чем воплотить в книгу очерков «Камень на ладони» глубоко познан ный жизненный материал, писатель прошёл через декларативность «Гео химической поэмы» и фрагментарность «Товарища Валериана». Дорога к «Пуш кинским горам» пролегла через упро щённость изображения в стихотвор ных рассказах «Сибиряк Тарас Клин ков» и схематичность поэмы «Мои зем ляки». Недостатки этих, если можно так вы разиться, промежуточных произведений были обусловлены не столько низким уровнем формального мастерства (ма стерство высоко уже в «Геохимической поэме»), сколько неглубоким проникно вением в жизнь, слабым знакомством с материалом, недостаточным пропуском его «через сердце». Лишь когда темы действительности были освоены и пережиты, появлялись «Камень на ладони» и «Пушкинские горы». Сейчас А. Смердов заканчивает оче редной этап «вживания» в материал. В периодической печати уже появились от рывки из новой поэмы о Кулунде. Тема, давно притягивающая поэта, близка к своему воплощению. Далеко продвинул ся А. Смердов и в теме строительства ГЭС. Об этом говорят не только инте ресные заметки «Весна на стройке», но и стихотворения «Гость с Волги-реки» и «Сегодня и завтра». В этих стихах поэт сумел отрешиться от общих фраз и риторических штампов. Даже техника изображена здесь эмоцио нально, с точки зрения человека — вла стелина техники, поэтические детали исполнены глубокого обобщения. С Волги прибыл экскаватор — «бога тырь шагающий»: Будто с Обью-матушкой здороваясь. Средь прибрежных сосен и берёз. Он ручищу сорокаметровую Над широкой поймою занёс. Ведёт этого «богатыря» паренёк «лет двадцати — не более, с чубом, напол зающим на лоб». Кончается это стихотворение хорошим лирическим аккордом, который живо напомнил нам лучшие стихи А. Смер дова: И его водитель, горд и весел, под моторный гул, под гром земли, — шаль, обских ещё не зназт песен. — ласково поёт про Жигули... Мы далеки от мысли навязывать пи сателю тематику и жанры. Его равно ждут и Кулунда, и НовосибГЭС, Куз басс с Горной Шорией и Алтай — темы, поднятые им, но далеко не исчерпанные. Мы знаем хорошие произведения А. Смердова в различных жанрах: лири ческие стихи, очерки, поэму. Но о чём бы он ни писал, творческий успех его лежит там, где он выносит из жизни груз материала, если можно так выразиться, на собственных плечах, в собственном сердце, где он исполняет свою прекрасную формулу: «судьбу деля» со своим героем: одной с ним жизнью, верой, сердцем слит. Я жил. я шёл...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2