Сибирские огни, 1956, № 1
ственно говоря, здесь нет ничего, кро ме описания работы угольного комбайна. Мы получаем представление о том, как острый струг кромсает пласт, подпи рая одновременно кровлю щитом, «спи ной железной», как на рештаки течёт уголь, как электропоезда поднимают его на-гора. Всё это, повидимому, техниче ски правильно описано. Но при чём здесь поэзия? Увлечение поэта техникой настолько велико, что он противопоставляет ма шины людям. Если в рассказе старого шахтёра о прошлом ещё возникает че ловеческий образ: я ......................................... Угольком пропах насквозь — Въелся в жилы он и в кость, И во всех, наверйо, порах, — В топку кинь — сгорю, как порох, — то в наше время, оказывается, людям в шахте и делать нечего. Ведь комбайн в себе соединил даже «мастерство, мечту шахтёров» с мощью электромотора. Поэт утверждает, что струг тепе'рь работает «вместо» шахтёрских рук. А «душа» комбайнера не властвовать над машиной рвётся, а всего лишь «биться в лад с мотором». Стихотворение принижает образ со ветского рабочего, хотя поэт с благими намерениями хотел воспеть механизиро ванный труд эпохи социализма. Нельзя из описания совершенной техники делать вывод о том, что в Новую лаву «комму низма входит век». Одна лишь высокая техника не составляет коммунизма. Отрешение от главного материала искусства — человека — привело А , Смердова к ошибке — к воспеванию голой техники, как пути к коммунизму. Язык стихотворения страшно беден. Старый шахтёр, например, изъясняется такой пародией на стихи: А о 'технике в ту пору, безопасности ль (? Вот именно — стиль! А. Н.) труда не могло быть разговору, дешева была тогда жизнь и сила человечья. Стихотворение «В новой лаве» — одна из самых серьёзных неудач А. Смердова. Нельзя сказать, что поэт в последние годы совсем отбросил лирику. Но в но вых лирических произведениях мы слышим явные перепевы самого себя. В стихотворении «Дума о родном крае» снова звучит дорогая нам смердов- ская интонация: Бывало — подступит усталость, иль в чём-то с собой не в ладах, — как сладко о море мечталось, о сказочных южных садах. I Поэт попадает в благодатный Крым, но вскоре начинает там тосковать о Си бири. Он спрашивает сам себя: Хочу я понять — почему же не мог я надолго сменять сибирские вьюги и стужи на солнечную благодать? И • пытается ответить на собственный вопрос, но словно не доверяя сам убе дительности ответа, становится много словным. Ответ, по его мнению, напра шивается такой: Сибирь своей сурово стью закалила нас, выработала особенно стойкие характеры; мы преобразовали Сибирь, сделав её краем социалистиче ской индустрии и сельского хозяйства. Но ведь такое преобразование шло по всей стране, даже в Крыму «благодат ном». Остаётся единственная специфи ка —■закалка характеров суровой при родой. «Дума о родном крае» заключает в себе, собственно, ту же мысль, что и стихотворение «Яблоко». Она говорит о любви к родному краю. Но эта любовь в «Думе» менее активна, чем в «Ябло ке». Там был пафос украшения Сибири всем лучшим, что есть в других местах Советского Союза, здесь — лишь проти вопоставление Сибири Крыму. «Дума о родном крае» более узка по мысли, по идейной направленности, чем «Яблоко», написанное до войны. Каковы причины того, что хороший лирический поэт А. Смердов, накопив ший большой творческий опыт, создал в последние годы целый «цикл» слабых, риторических, неодушевлённых стихов? По нашему мнению, причин две. Первая заключается в творческих установках поэта, которые надо ему в чём-то пере смотреть. Вторая — в трудностях всё тех же продолжающихся творческих исканий, овладения новыми темами. Если проследить все этапы литератур ного пути А. Смердова, то легко сделать вывод, что в последние годы поэт упор но отходит от лирического решения вы бранных тем, от «самовыражения», если употребить спорный, по убеждению неко торых критиков, но достаточно точный, по нашему мнению, термин. Несомнен но, на А. Смердова оказали влияние взгляды, одно, правда, короткое время проявившиеся в нашей поэзии: недооцен ка лирики, убеждение, что дух эпохи ве ликих свершений способны якобы выра зить лишь эпические полотна, лишь поэтическая публицистика. Вряд ли це лесообразно полемизировать здесь с этими взглядами: они получили реши тельный отпор и в предсъездовской дис куссии, и на II съезде советских писа телей. Ясно, что лирика также способна с огромной силой передать дух самой героической эпохи. А. Смердов нередко ломает себя, пы таясь говорить не своим голосом, отка зывается от художественного воплоще ния собственных переживаний, впечатле ний, мыслей, прочувствованных в глуби не души. Он словно сомневается в их об щественной ценности. Но ведь это пере
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2