Сибирские огни, 1956, № 1
характеров. Записная книжка у пи сателя служит основой более углуб лённой работы. Не может и не должна остаться лишь в записях важнейшая тема великой стройки. Уделив большое внимание очеркам, А. Смердов, к сожалению, почти совсем отказался в эти годы от другого, не ме нее «оперативного» жанра — от лирики, поэзии непосредственных впечатлений, которые фиксируют черты эпохи и души современников. В 1953 году вышла книга стихов А. Смердова «Наш день». В сборнике помещены старые, довоен ные произведения — «Кулундинская по эма», «Товарищ Валериан», стихи о Гор ной Шории и др. Здесь же напечатана поэма «Пушкинские горы». Новых сти хотворений опубликовано всего две надцать. Но главное, в этих стихах наметилась неприятная тенденция к шаблону, ли шённому собственных мыслей и пережи тых чувств. Если до войны такая тен денция чуть промелькнула в «Песне о Сталинске», то теперь она значительно разрослась. Сборник «Наш день» открывается стихотворением «И живёт, и учит, и ве дёт». Тема очень ответственная — речь идёт об образе И. В. Сталина. Стихотво рение написано по разработанной, бог весть когда, схеме, закостеневшей, по терявшей самостоятельность мысли. Сталин под гул ликований выходит на трибуну, и каждому присутствующему в зале кажется, что вождь заглянул ему в душу, наполнил своей волей, распах нул даль грядущих лет на целый век вперёд. Мы передали словами самого поэта всё содержание этого стихотворения. Но разве есть тут самостоятельное поэти ческое восприятие образа вождя? Это лишь общая формула, которая не может стать достоянием искусства, в которой теряются и могучее своеобразие лично сти И. В. Сталина, и конкретное содер жание его речи на XIX съезде партии, и вся глубина чувств советского че ловека, вызываемая его образом, име нем. Следование закостеневшей схеме про исходит тогда, когда поэт не пропустил тему через сердце, когда его чувства не вызвали собственных мыслей. При этом неминуемо тянутся штампованные сло восочетания, называющие понятия, но не создающие зрительных, эмоциональ ных образов. Всё стихотворение построе но на таких бесполезных в искусстве трафаретах, которые бессильны взволно вать читателя: «Озаряя путь к вершинам новым», «сверкает вешними лучами Коммунизма солнечный расцвет», «но вый век счастливого труда», «могучим вдохновеньем речи», «полное великой силы слово» и т. д. Прямо готовенький набор деталей из какого-то поэтического «конструктора»! Стремление подменить изобразитель ные средства общими определениями, а сильные эмоции громким криком, ве дёт к неточностям в содержании, в идее. Речь И. В. Сталина на XIX съезде пар тии была завещанием вождя мирового пролетариата коммунистическим и рабо чим партиям всех стран, — главным об разом, партиям, работающим в капита листических странах. Так зачем же го ворить, что у Сталина в этой речи был взгляд «на сто лет вперёд»? Мы, ком мунисты, абсолютно уверены, что капи тализм не сохранится ещё на целый век, что борьба в странах капитала за бур жуазно-демократические свободы не сравненно быстрее перерастёт в борьбу за социалистические преобразования. Сила сталинской речи в. том и заклю чается, что он указал ближайший, а не на столетие рассчитанный путь практической борьбы коммунистов капи талистических стран за революционное руководство массами. Поэт взял спра ведливый тезис о великой прозорливо сти наших вождей. Но правильный те зис, неконкретно применённый, отомстил неточностью. А. Смердов пишет, что с трибуны съезда Распахнулась даль грядущих лет, Где победно реет наше знамя. Снова общие слова погромче — и сно ва неточность. Наше знамя победно реет сейчас и, вообще, уже почти сорок лет. Почему же это знамя надо видеть толь ко в грядущей дали? В таком же духе написаны стихотво рения «Единство», «Весна», «Наш го род». Кажется, куда с добром для лири ческого поэта тема весны! Тут простор и для эмоций, и для тонких наблюдений над природой. Но А. Смердов деловито перечисляет хрестоматийные приметы весны: «запели птицы, мир шумит зелё ный», и «рвётся к сердцу поросль мо лодая», «и радость звоном наполняет грудь». Ему не до переживаний, он то ропится всё обобщить, сказать погромче: Наш день победный!.. Наш новый век. Да будет нерушим Высокий мир, который мы вершим. Обобщения в поэзии, не подкреплён ные внутренней эмоцией, остаются го лыми лозунгами. Поэт не осмыслил по- своему, свежо и смело, ни весну, ни на шу победную борьбу за мир. Неверные тенденции в поэзии А. Смер дова, может быть, особенно ярко сказа лись в стихотворении «В новой лаве». Как существуют ещё у нас «производ ственные» романы, так и это типичное «производственное» стихотворение. Соб
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2