Сибирские огни, 1956, № 1

характеров. Записная книжка у пи­ сателя служит основой более углуб­ лённой работы. Не может и не должна остаться лишь в записях важнейшая тема великой стройки. Уделив большое внимание очеркам, А. Смердов, к сожалению, почти совсем отказался в эти годы от другого, не ме­ нее «оперативного» жанра — от лирики, поэзии непосредственных впечатлений, которые фиксируют черты эпохи и души современников. В 1953 году вышла книга стихов А. Смердова «Наш день». В сборнике помещены старые, довоен­ ные произведения — «Кулундинская по­ эма», «Товарищ Валериан», стихи о Гор­ ной Шории и др. Здесь же напечатана поэма «Пушкинские горы». Новых сти­ хотворений опубликовано всего две­ надцать. Но главное, в этих стихах наметилась неприятная тенденция к шаблону, ли­ шённому собственных мыслей и пережи­ тых чувств. Если до войны такая тен­ денция чуть промелькнула в «Песне о Сталинске», то теперь она значительно разрослась. Сборник «Наш день» открывается стихотворением «И живёт, и учит, и ве­ дёт». Тема очень ответственная — речь идёт об образе И. В. Сталина. Стихотво­ рение написано по разработанной, бог весть когда, схеме, закостеневшей, по­ терявшей самостоятельность мысли. Сталин под гул ликований выходит на трибуну, и каждому присутствующему в зале кажется, что вождь заглянул ему в душу, наполнил своей волей, распах­ нул даль грядущих лет на целый век вперёд. Мы передали словами самого поэта всё содержание этого стихотворения. Но разве есть тут самостоятельное поэти­ ческое восприятие образа вождя? Это лишь общая формула, которая не может стать достоянием искусства, в которой теряются и могучее своеобразие лично­ сти И. В. Сталина, и конкретное содер­ жание его речи на XIX съезде партии, и вся глубина чувств советского че­ ловека, вызываемая его образом, име­ нем. Следование закостеневшей схеме про­ исходит тогда, когда поэт не пропустил тему через сердце, когда его чувства не вызвали собственных мыслей. При этом неминуемо тянутся штампованные сло­ восочетания, называющие понятия, но не создающие зрительных, эмоциональ­ ных образов. Всё стихотворение построе­ но на таких бесполезных в искусстве трафаретах, которые бессильны взволно­ вать читателя: «Озаряя путь к вершинам новым», «сверкает вешними лучами Коммунизма солнечный расцвет», «но­ вый век счастливого труда», «могучим вдохновеньем речи», «полное великой силы слово» и т. д. Прямо готовенький набор деталей из какого-то поэтического «конструктора»! Стремление подменить изобразитель­ ные средства общими определениями, а сильные эмоции громким криком, ве­ дёт к неточностям в содержании, в идее. Речь И. В. Сталина на XIX съезде пар­ тии была завещанием вождя мирового пролетариата коммунистическим и рабо­ чим партиям всех стран, — главным об­ разом, партиям, работающим в капита­ листических странах. Так зачем же го­ ворить, что у Сталина в этой речи был взгляд «на сто лет вперёд»? Мы, ком­ мунисты, абсолютно уверены, что капи­ тализм не сохранится ещё на целый век, что борьба в странах капитала за бур­ жуазно-демократические свободы не­ сравненно быстрее перерастёт в борьбу за социалистические преобразования. Сила сталинской речи в. том и заклю­ чается, что он указал ближайший, а не на столетие рассчитанный путь практической борьбы коммунистов капи­ талистических стран за революционное руководство массами. Поэт взял спра­ ведливый тезис о великой прозорливо­ сти наших вождей. Но правильный те­ зис, неконкретно применённый, отомстил неточностью. А. Смердов пишет, что с трибуны съезда Распахнулась даль грядущих лет, Где победно реет наше знамя. Снова общие слова погромче — и сно­ ва неточность. Наше знамя победно реет сейчас и, вообще, уже почти сорок лет. Почему же это знамя надо видеть толь­ ко в грядущей дали? В таком же духе написаны стихотво­ рения «Единство», «Весна», «Наш го­ род». Кажется, куда с добром для лири­ ческого поэта тема весны! Тут простор и для эмоций, и для тонких наблюдений над природой. Но А. Смердов деловито перечисляет хрестоматийные приметы весны: «запели птицы, мир шумит зелё­ ный», и «рвётся к сердцу поросль мо­ лодая», «и радость звоном наполняет грудь». Ему не до переживаний, он то­ ропится всё обобщить, сказать погромче: Наш день победный!.. Наш новый век. Да будет нерушим Высокий мир, который мы вершим. Обобщения в поэзии, не подкреплён­ ные внутренней эмоцией, остаются го­ лыми лозунгами. Поэт не осмыслил по- своему, свежо и смело, ни весну, ни на­ шу победную борьбу за мир. Неверные тенденции в поэзии А. Смер­ дова, может быть, особенно ярко сказа­ лись в стихотворении «В новой лаве». Как существуют ещё у нас «производ­ ственные» романы, так и это типичное «производственное» стихотворение. Соб­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2