Сибирские огни, 1956, № 1
зах о Тарасе Клинкове, не подходила для типизации более сложных и более многообразных черт новой эпохи в жиз ни советского народа. А. Смердов, ста рый журналист, в эти годы отдаёт пред почтение оперативному жанру очерка. Он словно пытается постепенно, на кон кретных жизненных фактах, изучить, накопить типические черты эпохи. А. Смердов пишет очерки о кузбасском геологе-разведчике И. Н. Звонарёве, о горновом металлургического завода Пав ле Инютине, об архитекторе Е. А. Ащеп- кове. Он отправляется на строительство НовосибГЭС и пишет очерк «Весна на стройке». Из серии послевоенных очерков А. Смердова этот — наиболее значите лен и интересен. В первой же главе «Диспетчерский час» мы узнаём тот живой и образный, с лёгким юморком, стиль А. Смердова, который полюбился нам в «Камне на ладони». Кажется, что сюжет главы даёт автору очень ограниченные изобрази тельные возможности: описывается раз говор главного инженера строительства Эристова по селектору с руководителями участков. Но автору удалось раскрыть характеры людей и их взаимоотношения, ввести читателя в обстановку трудностей и конфликтов на стройке. Перед нами возникает образ Москов- ченко, начальника правобережного строй управления, который докладывает «в по вествовательно-отчётном тоне», явно от тягивая ответ на прямые вопросы Эри стова, а затем предъявляет длинный спи сок претензий. «— О, боже мой, Анатолий Емелья нович, да ты скажи, наконец, по-челове чески, когда построишь мостик через протоку, когда приведёшь в порядок до роги? — врывается хрипловатый, нерв ный крик заместителя главного инжене ра Яковлева...». Яковлев нервничает, требует' наказа ния за безответственность. Главный инженер левого берега Ре шетников избирает иной путь, чем Московченко: он только коротко отве чает на вопросы, не желая более прост ранным отчётом обнаружить свои про рехи. А над всеми главенствует Эристов, который успокаивает своего нервного за местителя, не спешит наказывать подчи нённых, назначает твёрдые сроки, выно сит непоколебимые решения. Глава написана живо, она даёт много психологического материала и сразу вво дит нас в курс дел на стройке. Броско и зорко писатель раскрывает конфликты. На корпусах и подъездных путях повсюду видны красивые полотни ща: «Дадим первый бетон к Первомаю!». «Всякий раз, идя в котлован, — гово рит автор, — я с приподнятым настрое нием перечитывал эти призывы и как бы сквозь них смотрел на всё происходящее на стройплощадке». Вдруг он мельком слышит слова экс каваторщика: — А мы вот говорим, что не будет бетона к Первомаю. В чём же дело? Оказывается, некуда класть бетон. Для экскаваторщиков не создаётся фронта работ, мощные маши ны простаивают, рытьё котлована задер живается. А равнодушный прораб успо каивает экскаваторщиков: «Что вы за ра ботой гонитесь? Вон работали на про шлой неделе, а сколько заработали? Всего по десятке за смену. А простой мы оплачиваем вам по тринадцать руб лей за смену...». Среди экскаваторщиков не распро страняется передовой бригадный метод организации труда внутри экипажей, ра бота «в общий котёл». Этот метод осо бенно важен тем, что он развивает у ра бочих высокое чувство спайки •и верно сти делу. Однако многие экскаваторщи ки, особенно пожилые, противятся работе «в общий котёл». Что заработал — то и моё, — говорят они. Прав Ф. У. Сивов, инициатор бригадно го метода, когда говорит: «...надо нам с людьми лучше работать». Но как раз эта тема, главная для очеркиста, мало рас крыта в очерке. А ведь великая стройка с её совершеннейшей техникой требует людей высокой сознательности, она соз даёт таких людей. Крупицы этого про цесса очеркист должен был раскрыть особенно внимательно. Однако он этого не сделал. Очерк отрывочен. Проблемы ставятся, но не решаются, характеры намечаются и бесследно исчезают. Мы больше не видим ни хитрого Московченко, ни осто рожного Решетникова, не знаем, как от ражается на практике, на людях их стиль работы. Поставлена острая проблема оплаты труда экскаваторщиков: за простой пла тят подчас больше, чем за работу. Это значит, что сама система оплаты пороч на, она отрицательно формирует отно шение рабочих к своему труду. Писатель подметил острую проблему, но в раз решении её ограничился тем, что сооб щил: руководители левобережного управ ления после критики в их адрес за та кие дела сидели на собрании «смущён ными, нахмуренными». Впервые в своём творчестве А. Смер дов вторгся в практику наших дней кри тическим взглядом. Это знаменательно и ценно, как новая веха на пути писателя. Но сделано это пока, как заявка. «Весна на стройке» имеет подзаголо вок: «Из записной книжки». Строго гово ря, это, действительно, не очерк, а раз розненные заметки, наброски мыслей, не объединённые в целое, не скреп лённые обобщающими выводами, не углублённые раскрытием человеческих
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2