Сибирские огни, 1956, № 1
«Где я любил»... А мины с визгом Снуют над самой головой... Читатель воспринимает все эти оттен ки чувств через образ Снежкова. Мо лодой воин чувствует, что лежать под разделению нельзя, иначе «заметёт весь взвод осколков вьюга». Выход один — бросок вперёд. Перед его глазами — образ Пушкина. И рвутся мины, завывая. Чтоб преградить поэту путь. Это очень точно сказано. Мины путь преграждают Снежкову, а ему кажется что — Пушкину, который «идёт навстре чу освободителям своим». Молодой поэт Сергей Снежков давно верил, что — Должно, должно когда-нибудь, Хоть на одно мгновение В его простой душе сверкнуть Такое вдохновение... И вот сейчас, в огне, в бою, увидел он свою землю, как не видал ни разу. Словно сквозь «пушкинский кристалл» он впервые почувствовал Родину с ог ромной силой. С пушкиногорской высо ты она открылась ему вся сразу, во всём величии. Долгожданное вдохновение, как самый высокий порыв духа, только и способ ный привести к подвигу, пришло к Снеж кову. В этом вдохновении слилось всё: и солдатское стремление выйти из-под огня только броском вперёд, и высокое чувство любви к Пушкину, и ненависть к врагам, и великая любовь к Родине, и накал поэтической души. Снежков под огнём поднялся первым и запел, пришли «слова единственные те, неслыханно певучие». Песню услышали все солдаты и вслед за Снежковым под нялись в атаку. Гитлеровцы бежали, не успев взорвать могилу Пушкина. Святы ня русского народа была спасена. Но Сергей Снежков погиб. Его похоронили в ста шагах от гробницы Пушкина, дали прощальный залп из полета стволов и запели снежковскую песню, которую он не успел допеть в бою, — ...сурова и светла Она на холм взамен венка легла. В творчестве А. Смердова образ Сер гея Снежкова занимает особое место. Это кредо поэта, его идеал: поэзия долж на непосредственно вторгаться в жизнь, двигать её, вести на подвиги. Но главное, в образе Снежкова поэту удалось раскрыть психологию подвига, показать её в конкретном проявлении, в последовательном накоплении чувств и мыслей своего героя. В этом заслуга поэта, его своеобразный вклад в ^поэти ческую разработку темы Великой Оте чественной войны. VII В писательском пути А. Смердова можно заметить одну закономерность: изучение нового материала, новых тем он всегда начинал как журналист, лишь постепенно идя к более глубоким и сложным формам отображения действи тельности. С работой в газете связаны первые литературные шаги А. Смердо ва. Как газетчик, начал он освоение во енной тематики, и рассказы о Тарасе Клинкове, несомненно, несут на себе черты репортажа. Послевоенный период в своём творчестве А. Смердов снова начал как журналист. Оговоримся. После войны, в 1945— 50 гг., писатель проделал очень значи тельную творческую работу — им напи сана в эти годы поэма «Пушкинские горы», завершена книга очерков «Ка мень на ладони»,, закончена многолетняя работа над переводом шорского эпоса, объединённого в книге «Ай-Толай». Всё это сделано уже после войны. И говоря о новом периоде в творчестве А. Смер дова, мы подразумеваем освоение совер шенно нового материала — тематики послевоенного мирного строительства в нашей стране. Хлебородная Сибирь, не принявшая на себя непосредственных ударов войны, стала в первые мирные годы надеждой страны, главной её житницей. А. Смер дов одним из первых среди литераторов Сибири отправляется на этот важнейший участок мирного фронта. Он едет в Ку- лунду и пишет очерки «В степи Кулун- динской» и «Подвиг» о Героях Социали стического Труда Ф. К. Лысенко и Н. М. Кривошей. Материал был изучен и оформлен очень быстро, оперативно — в течение месяца. Но это — газетная работа, здесь больше внимания уделяется рассказу о непосредственном практическом опыте, чем художественному раскрытию образов’ людей. В обоих очерках не заметно ни ма лейшей попытки раскрыть жизненные’ конфликты, поставить острые вопросы. Кулунда давно привлекает писатель ское внимание А. Смердова. Вспомним' «Геохимическую поэму». Но тема Ку- лунды не получила ещё такого накала творчестве поэта, как Горная Шория. Послевоенная действительность широ ко захватила поэта. Не только Кулунда, житница Сибири, приковала его внима ние, но и весь небывалый размах работ. Вполне естественно, что поток впечатле ний, обилие тем, грандиозность и Много образие задач, поставленных социалисти ческой действительностью, не позволяли сразу сконцентрироваться на чём-то одном, отстояться материалу для созда ния крупного произведения. Упрощённая форма поэтического ре портажа, сыгравшая свою роль в расска
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2