Сибирские огни, 1956, № 1

«Где я любил»... А мины с визгом Снуют над самой головой... Читатель воспринимает все эти оттен­ ки чувств через образ Снежкова. Мо­ лодой воин чувствует, что лежать под­ разделению нельзя, иначе «заметёт весь взвод осколков вьюга». Выход один — бросок вперёд. Перед его глазами — образ Пушкина. И рвутся мины, завывая. Чтоб преградить поэту путь. Это очень точно сказано. Мины путь преграждают Снежкову, а ему кажется что — Пушкину, который «идёт навстре­ чу освободителям своим». Молодой поэт Сергей Снежков давно верил, что — Должно, должно когда-нибудь, Хоть на одно мгновение В его простой душе сверкнуть Такое вдохновение... И вот сейчас, в огне, в бою, увидел он свою землю, как не видал ни разу. Словно сквозь «пушкинский кристалл» он впервые почувствовал Родину с ог­ ромной силой. С пушкиногорской высо­ ты она открылась ему вся сразу, во всём величии. Долгожданное вдохновение, как самый высокий порыв духа, только и способ­ ный привести к подвигу, пришло к Снеж­ кову. В этом вдохновении слилось всё: и солдатское стремление выйти из-под огня только броском вперёд, и высокое чувство любви к Пушкину, и ненависть к врагам, и великая любовь к Родине, и накал поэтической души. Снежков под огнём поднялся первым и запел, пришли «слова единственные те, неслыханно певучие». Песню услышали все солдаты и вслед за Снежковым под­ нялись в атаку. Гитлеровцы бежали, не успев взорвать могилу Пушкина. Святы­ ня русского народа была спасена. Но Сергей Снежков погиб. Его похоронили в ста шагах от гробницы Пушкина, дали прощальный залп из полета стволов и запели снежковскую песню, которую он не успел допеть в бою, — ...сурова и светла Она на холм взамен венка легла. В творчестве А. Смердова образ Сер­ гея Снежкова занимает особое место. Это кредо поэта, его идеал: поэзия долж­ на непосредственно вторгаться в жизнь, двигать её, вести на подвиги. Но главное, в образе Снежкова поэту удалось раскрыть психологию подвига, показать её в конкретном проявлении, в последовательном накоплении чувств и мыслей своего героя. В этом заслуга поэта, его своеобразный вклад в ^поэти­ ческую разработку темы Великой Оте­ чественной войны. VII В писательском пути А. Смердова можно заметить одну закономерность: изучение нового материала, новых тем он всегда начинал как журналист, лишь постепенно идя к более глубоким и сложным формам отображения действи­ тельности. С работой в газете связаны первые литературные шаги А. Смердо­ ва. Как газетчик, начал он освоение во­ енной тематики, и рассказы о Тарасе Клинкове, несомненно, несут на себе черты репортажа. Послевоенный период в своём творчестве А. Смердов снова начал как журналист. Оговоримся. После войны, в 1945— 50 гг., писатель проделал очень значи­ тельную творческую работу — им напи­ сана в эти годы поэма «Пушкинские горы», завершена книга очерков «Ка­ мень на ладони»,, закончена многолетняя работа над переводом шорского эпоса, объединённого в книге «Ай-Толай». Всё это сделано уже после войны. И говоря о новом периоде в творчестве А. Смер­ дова, мы подразумеваем освоение совер­ шенно нового материала — тематики послевоенного мирного строительства в нашей стране. Хлебородная Сибирь, не принявшая на себя непосредственных ударов войны, стала в первые мирные годы надеждой страны, главной её житницей. А. Смер­ дов одним из первых среди литераторов Сибири отправляется на этот важнейший участок мирного фронта. Он едет в Ку- лунду и пишет очерки «В степи Кулун- динской» и «Подвиг» о Героях Социали­ стического Труда Ф. К. Лысенко и Н. М. Кривошей. Материал был изучен и оформлен очень быстро, оперативно — в течение месяца. Но это — газетная работа, здесь больше внимания уделяется рассказу о непосредственном практическом опыте, чем художественному раскрытию образов’ людей. В обоих очерках не заметно ни ма­ лейшей попытки раскрыть жизненные’ конфликты, поставить острые вопросы. Кулунда давно привлекает писатель­ ское внимание А. Смердова. Вспомним' «Геохимическую поэму». Но тема Ку- лунды не получила ещё такого накала творчестве поэта, как Горная Шория. Послевоенная действительность широ­ ко захватила поэта. Не только Кулунда, житница Сибири, приковала его внима­ ние, но и весь небывалый размах работ. Вполне естественно, что поток впечатле­ ний, обилие тем, грандиозность и Много­ образие задач, поставленных социалисти­ ческой действительностью, не позволяли сразу сконцентрироваться на чём-то одном, отстояться материалу для созда­ ния крупного произведения. Упрощённая форма поэтического ре­ портажа, сыгравшая свою роль в расска­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2