Сибирские огни, 1956, № 1

ПУТЬ УПОРНЫХ поисков 161 Этот голос звучит мужественно и на- калённо: Немец пусть боится смерти На пути своём. Мы ж, родная, всё на свете. Всё переживём. Странное ощущение испытываешь, прочитав эту поэму, не лишённую боль­ шого чувства и ярких описаний. Она яв­ но распадается на две, плохо связанные между собой части. Органически слить действия героя с его переживаниями, эпику с лирикой, использовать, в полной мере весь нако­ пившийся поэтический опыт А. Смердо­ ву удалось только в поэме «Пушкинские торы» — лучшем его поэтическом произ­ ведении. VI Поэма «Пушкинские горы» написана после войны, впервые опубликована в 1946 году. Поэт глубоко проник в действительность, и этому снова, как в лирических стихах, как в очерках о стране Темира, способствовало непо­ средственное и активное слияние поэта с жизнью: Так в эти дни, судьбу деля с солдатом, Одной с ним жизнью, верой сердцем слит, Я шил, я шёл —солдатский агитатор, По строевому званью — замполит. Весь творческий путь А. Смердова говорит о том, что индивидуальным свойствам его таланта противопоказаны наблюдение со стороны, создание собира­ тельного образа из чёрточек множества различных людей. А. Смердову ярко удаётся только то, что он пережил лич­ но или сопережил вместе с очень близ­ ким человеком. Короче говоря, у А. Смердова нет способности к эпике, он — талант лирический. Об этом убе­ дительно свидетельствуют неудачи с об­ разами геолога в «Кулундинской поэме» и комиссара в «Моих земляках», а с дру­ гой стороны — удачные образы Аркаши Огородникова и Капчигая в «Камне на ладони» и Сергея Снежкова в «Пушкин­ ских горах». Поэма «Пушкинские горы» посвящена памяти поэтов-воинов Георгия Суворова и Бориса Богаткова. Оба они — сибиря­ ки. А. Смердов близко знал их и по поэтической работе, и по службе в ар­ мии. Борис Богатков действительно погиб в боях за освобождение Пушкин­ ских гор. Образ героя поэмы Сергея СнежкоЕа несёт на себе черты живой индивиду­ альности. В нём нет отвлечённой соби­ рательности Тараса Клинкова и услов­ ной монументальности комиссара Ло­ бова. 11. «Сибирские огни» № 1. В характере Снежкова нет лихой сме­ лости, неунывающей весёлости. Он скромный и даже не особенно компаней­ ский парень: ...После схватки, где-нибудь в сторонке Он вновь задумчив и нетороплив, То под берёзкой или же в воронке Присядет, бийской крупки закурив. Достав из-за голенища помятую тет­ радь, он начинает рукой, отяжелевшей от гранаты, писать стихи. И рвётся в стих, не соблюдая знаков. Графит от нетерпения кроша, Душа, разгорячённая атакой. Сквозь жизнь и смерть прошедшая душа. Тяготы военной жизни Снежков пере­ носит с молчаливым упорством, да ещё находит в себе силы во время кратких передышек выпускать «Боевой листок». В своём походном вещмешке он хранит томик Пушкина. Сергей Снежков изображён в боевой обстановке, данной не в общих трагедий­ ных чертах, а в достоверности деталей, в правде обыденных солдатских пережи­ ваний: Четвёртый день... И как отяжелели Железо касок, мокрые шинели, Как на подмётках глина тяжела! Сама земля к себе прильнуть звала Смертельно истомлённого солдата... Наши войска подходят к Михайлов­ скому, и в памяти героев поэмы «вол­ шебных сказок слышится журчанье», встаёт образ Пушкина. Обычно мы говорим о лирических от­ ступлениях в эпическом произведении. В отношении «Пушкинских гор» прихо­ дится говорить, о ‘риторических отступ­ лениях в хорошей эпико-лирической поэме. Пребыванию Пушкина в Михай­ ловском посвящены или декларативные строки («В живых, историей не писан­ ных страницах ему открылись мощные истоки той силы, что опять воспламе­ нится, когда предел терпению наста­ нет»), или внешние описания («Пел и плясал, и веселился рьяно»). По словам А. Смердова, «в простона­ родный вслушиваясь говор», Пушкин ...слышал здесь не только скорбь и стоны. — В народных недрах, в глубине бездонной Увидел лавы огненную ярость... Да не только стоны и ярость «увидел» Пушкин в Михайловском! Он познавал здесь непреходящую мудрость народа, вдохновлялся его неизбывным оптимиз­ мом. Великий поэт и сам был великим жизнелюбцем. Автор дальше раскрывает перед нами переживания Пушкина: Но гнев, тоска, мерцая, в сердце тлеют. В Тригорском милом, в ласковых аллеях Всё нет покоя сердцу и Уму...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2