Сибирские огни, 1956, № 1
ПУТЬ УПОРНЫХ поисков 161 Этот голос звучит мужественно и на- калённо: Немец пусть боится смерти На пути своём. Мы ж, родная, всё на свете. Всё переживём. Странное ощущение испытываешь, прочитав эту поэму, не лишённую боль шого чувства и ярких описаний. Она яв но распадается на две, плохо связанные между собой части. Органически слить действия героя с его переживаниями, эпику с лирикой, использовать, в полной мере весь нако пившийся поэтический опыт А. Смердо ву удалось только в поэме «Пушкинские торы» — лучшем его поэтическом произ ведении. VI Поэма «Пушкинские горы» написана после войны, впервые опубликована в 1946 году. Поэт глубоко проник в действительность, и этому снова, как в лирических стихах, как в очерках о стране Темира, способствовало непо средственное и активное слияние поэта с жизнью: Так в эти дни, судьбу деля с солдатом, Одной с ним жизнью, верой сердцем слит, Я шил, я шёл —солдатский агитатор, По строевому званью — замполит. Весь творческий путь А. Смердова говорит о том, что индивидуальным свойствам его таланта противопоказаны наблюдение со стороны, создание собира тельного образа из чёрточек множества различных людей. А. Смердову ярко удаётся только то, что он пережил лич но или сопережил вместе с очень близ ким человеком. Короче говоря, у А. Смердова нет способности к эпике, он — талант лирический. Об этом убе дительно свидетельствуют неудачи с об разами геолога в «Кулундинской поэме» и комиссара в «Моих земляках», а с дру гой стороны — удачные образы Аркаши Огородникова и Капчигая в «Камне на ладони» и Сергея Снежкова в «Пушкин ских горах». Поэма «Пушкинские горы» посвящена памяти поэтов-воинов Георгия Суворова и Бориса Богаткова. Оба они — сибиря ки. А. Смердов близко знал их и по поэтической работе, и по службе в ар мии. Борис Богатков действительно погиб в боях за освобождение Пушкин ских гор. Образ героя поэмы Сергея СнежкоЕа несёт на себе черты живой индивиду альности. В нём нет отвлечённой соби рательности Тараса Клинкова и услов ной монументальности комиссара Ло бова. 11. «Сибирские огни» № 1. В характере Снежкова нет лихой сме лости, неунывающей весёлости. Он скромный и даже не особенно компаней ский парень: ...После схватки, где-нибудь в сторонке Он вновь задумчив и нетороплив, То под берёзкой или же в воронке Присядет, бийской крупки закурив. Достав из-за голенища помятую тет радь, он начинает рукой, отяжелевшей от гранаты, писать стихи. И рвётся в стих, не соблюдая знаков. Графит от нетерпения кроша, Душа, разгорячённая атакой. Сквозь жизнь и смерть прошедшая душа. Тяготы военной жизни Снежков пере носит с молчаливым упорством, да ещё находит в себе силы во время кратких передышек выпускать «Боевой листок». В своём походном вещмешке он хранит томик Пушкина. Сергей Снежков изображён в боевой обстановке, данной не в общих трагедий ных чертах, а в достоверности деталей, в правде обыденных солдатских пережи ваний: Четвёртый день... И как отяжелели Железо касок, мокрые шинели, Как на подмётках глина тяжела! Сама земля к себе прильнуть звала Смертельно истомлённого солдата... Наши войска подходят к Михайлов скому, и в памяти героев поэмы «вол шебных сказок слышится журчанье», встаёт образ Пушкина. Обычно мы говорим о лирических от ступлениях в эпическом произведении. В отношении «Пушкинских гор» прихо дится говорить, о ‘риторических отступ лениях в хорошей эпико-лирической поэме. Пребыванию Пушкина в Михай ловском посвящены или декларативные строки («В живых, историей не писан ных страницах ему открылись мощные истоки той силы, что опять воспламе нится, когда предел терпению наста нет»), или внешние описания («Пел и плясал, и веселился рьяно»). По словам А. Смердова, «в простона родный вслушиваясь говор», Пушкин ...слышал здесь не только скорбь и стоны. — В народных недрах, в глубине бездонной Увидел лавы огненную ярость... Да не только стоны и ярость «увидел» Пушкин в Михайловском! Он познавал здесь непреходящую мудрость народа, вдохновлялся его неизбывным оптимиз мом. Великий поэт и сам был великим жизнелюбцем. Автор дальше раскрывает перед нами переживания Пушкина: Но гнев, тоска, мерцая, в сердце тлеют. В Тригорском милом, в ласковых аллеях Всё нет покоя сердцу и Уму...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2