Сибирские огни, 1956, № 1

Солнце скрылось за синим туманом, Гром прогремел над скачущим ханом, И с неба, как солнечные лучи, Упали Большой и Малый мечи. Выразительно изображается много­ людство на тое, празднике. «Пар из кот­ лов стоит до небес, народ толпится, как лес». После этих, обычных для фольк­ лора, гипербол идёт очень обыденная деталь: «коновязи не хватает коням». В заключительной строке путём паралле­ лизма она усиливается, гиперболизуется до впечатляющего, поэтического обобще­ ния: «земли не хватает богатырям». Вы­ сокое поэтическое мастерство способ­ ствует особенно сильному звучанию главной идеи, воплощённой в образе бо­ гатыря Ай-Толая. Те же черты народного героя видим мы и в «Ай-Манысе», который, победив хана Кара-Салгына, ничего не хочет брать для себя из богатств побеждённо­ го, отказывается от дани с освобождён­ ных им людей. Сказка «Алтын-Кылыш» менее значи­ тельна по содержанию, чем «Ай-Толай» или «Ай-Маныс». Социальные мотивы в ней почти отсутствуют. Борьба между бо­ гатырями происходит, в основном, из-за невест. В сказке нет монументального образа, здесь изображён целый ряд бога­ тырей, их сестёр и невест: сам Алтын- Кылыш, в сущности, не является глав­ ным героем. Тем не менее, в сказке есть подлин­ ные жемчужины поэзии и народной муд­ рости, ярко донесённые до нас поэтом А. Смердовым. Все шорские сказки, переведённые А. Смердовым, даже такие, менее значи­ тельные, как «Казыр-Тоо», «Анчи-Абыш- ка», «Чагыс» и другие, исполнены поэ­ зии и мудрости. Это проявляется и в многоцветности сказочных описаний, и в афористичности речи героев, и в образ­ ности сказовых зачинов и концовок. Кроме большой самостоятельной цен­ ности, работа над фольклором для А. Смердова явилась богатой школой ху­ дожественного мастерства и проникнове­ ния в жизнь. V Важнейший исторический этап в жиз­ ни советского народа — Великую Отече­ ственную войну — А. Смердов встретил обогащённый немалым литературным опытом. С первых дней войны поэт на­ ходится в армии в качестве военного журналиста. Стремительно шла перестройка на во­ енный лад всей жизни страны — и на­ родного хозяйства, и сознания людей. Несмотря на всю быстроту, этот процесс совершился не вдруг. Советская литера­ тура активно способствовала перестройке мирной психологии своего народа. Пер­ выми в бой пошли поэты-песенники. «Идёт война народная» В. Лебедева- Кумача загремела по всей стране чуть ли не через несколько дней после веро­ ломного нападения гитлеровских захват­ чиков на СССР. Зазвенели песни М. Исаковского. В эти дни А. Смердов пишет «Песню сибиряков», которая в фольклорной традиции олицетворения природы выражает гневные чувства на­ рода. Но с первых дней войны начался и бо­ лее глубинный процесс изучения типи­ ческих черт воина Советской Армии, — собственно, черт советского человека, надевшего шинель и взявшего винтовку для разгрома фашизма. В этом процессе участвовали все писатели. Начал расти и крепнуть Василий Тёркин, родивший­ ся ещё на финском фронте. Появилось «Слово Фомы Смыслова», мудрого сол­ дата и неунывающего балагура, написан­ ное С. Кирсановым. Чуть ли не в каж­ дой фронтовой газете родился такой представитель солдатской массы. В «Красноармейской звезде», одной из окружных газет, возник образ Тараса Клинкова, созданный А. Смердовым. Первые стихи о Клинкове были опубли­ кованы в августе 1941 г., т. е. через ме­ сяц после начала войны. Это была оперативная работа поэта- газетчика, которая решала не только поэтико-воспитательную задачу, но и специально военную — распространение боевого опыта. Поэт воплощал лучший боевой опыт в действиях своего героя. Тарас Клинков умело возглавляет атаку против танков врага, геройски ведёт се­ бя в разведке, захватывает «языка», при­ думывает всяческие военные хитрости. Одновременно в образе Клинкова кон­ центрируются и обобщённые черты со­ ветского воина. В нём органично прояв­ ляются любовь к Родине, боль за пору­ ганную врагом землю, ненависть к фа­ шистам и такие стороны характера, как храбрость, сметка, юмор. В характере Тараса сказываются охот­ ничьи привычки сибиряка. Он отправ­ ляется на «охоту» за фашистскими «ку­ кушками». Позже бойцы находят не­ сколько трупов гитлеровцев, которые все поражены точно в глаз. Бойцы удив­ ляются, зачем Тарас проявил такую ак­ куратность. Клинков отвечает: — 1По таёжной я привычке Целил в око каждой птичке. Однако А. Смердову не удалось в сти­ хотворных рассказах «Сибиряк Тарас Клинков» создать полнокровный, высоко­ художественный образ советского вои- на. Душевный мир Клинкова открыт не­ глубоко, герой изображён только во внешних действиях, а его чувства пере­ даются лишь в коротеньких репликах, эмоциональность которых очень условна:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2