Сибирские огни, 1956, № 1
Солнце скрылось за синим туманом, Гром прогремел над скачущим ханом, И с неба, как солнечные лучи, Упали Большой и Малый мечи. Выразительно изображается много людство на тое, празднике. «Пар из кот лов стоит до небес, народ толпится, как лес». После этих, обычных для фольк лора, гипербол идёт очень обыденная деталь: «коновязи не хватает коням». В заключительной строке путём паралле лизма она усиливается, гиперболизуется до впечатляющего, поэтического обобще ния: «земли не хватает богатырям». Вы сокое поэтическое мастерство способ ствует особенно сильному звучанию главной идеи, воплощённой в образе бо гатыря Ай-Толая. Те же черты народного героя видим мы и в «Ай-Манысе», который, победив хана Кара-Салгына, ничего не хочет брать для себя из богатств побеждённо го, отказывается от дани с освобождён ных им людей. Сказка «Алтын-Кылыш» менее значи тельна по содержанию, чем «Ай-Толай» или «Ай-Маныс». Социальные мотивы в ней почти отсутствуют. Борьба между бо гатырями происходит, в основном, из-за невест. В сказке нет монументального образа, здесь изображён целый ряд бога тырей, их сестёр и невест: сам Алтын- Кылыш, в сущности, не является глав ным героем. Тем не менее, в сказке есть подлин ные жемчужины поэзии и народной муд рости, ярко донесённые до нас поэтом А. Смердовым. Все шорские сказки, переведённые А. Смердовым, даже такие, менее значи тельные, как «Казыр-Тоо», «Анчи-Абыш- ка», «Чагыс» и другие, исполнены поэ зии и мудрости. Это проявляется и в многоцветности сказочных описаний, и в афористичности речи героев, и в образ ности сказовых зачинов и концовок. Кроме большой самостоятельной цен ности, работа над фольклором для А. Смердова явилась богатой школой ху дожественного мастерства и проникнове ния в жизнь. V Важнейший исторический этап в жиз ни советского народа — Великую Отече ственную войну — А. Смердов встретил обогащённый немалым литературным опытом. С первых дней войны поэт на ходится в армии в качестве военного журналиста. Стремительно шла перестройка на во енный лад всей жизни страны — и на родного хозяйства, и сознания людей. Несмотря на всю быстроту, этот процесс совершился не вдруг. Советская литера тура активно способствовала перестройке мирной психологии своего народа. Пер выми в бой пошли поэты-песенники. «Идёт война народная» В. Лебедева- Кумача загремела по всей стране чуть ли не через несколько дней после веро ломного нападения гитлеровских захват чиков на СССР. Зазвенели песни М. Исаковского. В эти дни А. Смердов пишет «Песню сибиряков», которая в фольклорной традиции олицетворения природы выражает гневные чувства на рода. Но с первых дней войны начался и бо лее глубинный процесс изучения типи ческих черт воина Советской Армии, — собственно, черт советского человека, надевшего шинель и взявшего винтовку для разгрома фашизма. В этом процессе участвовали все писатели. Начал расти и крепнуть Василий Тёркин, родивший ся ещё на финском фронте. Появилось «Слово Фомы Смыслова», мудрого сол дата и неунывающего балагура, написан ное С. Кирсановым. Чуть ли не в каж дой фронтовой газете родился такой представитель солдатской массы. В «Красноармейской звезде», одной из окружных газет, возник образ Тараса Клинкова, созданный А. Смердовым. Первые стихи о Клинкове были опубли кованы в августе 1941 г., т. е. через ме сяц после начала войны. Это была оперативная работа поэта- газетчика, которая решала не только поэтико-воспитательную задачу, но и специально военную — распространение боевого опыта. Поэт воплощал лучший боевой опыт в действиях своего героя. Тарас Клинков умело возглавляет атаку против танков врага, геройски ведёт се бя в разведке, захватывает «языка», при думывает всяческие военные хитрости. Одновременно в образе Клинкова кон центрируются и обобщённые черты со ветского воина. В нём органично прояв ляются любовь к Родине, боль за пору ганную врагом землю, ненависть к фа шистам и такие стороны характера, как храбрость, сметка, юмор. В характере Тараса сказываются охот ничьи привычки сибиряка. Он отправ ляется на «охоту» за фашистскими «ку кушками». Позже бойцы находят не сколько трупов гитлеровцев, которые все поражены точно в глаз. Бойцы удив ляются, зачем Тарас проявил такую ак куратность. Клинков отвечает: — 1По таёжной я привычке Целил в око каждой птичке. Однако А. Смердову не удалось в сти хотворных рассказах «Сибиряк Тарас Клинков» создать полнокровный, высоко художественный образ советского вои- на. Душевный мир Клинкова открыт не глубоко, герой изображён только во внешних действиях, а его чувства пере даются лишь в коротеньких репликах, эмоциональность которых очень условна:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2