Сибирские огни, 1956, № 1
Во время войны, прослышав, что немцы выпустили каких-то железных зверей, «тигров», Карол решает отправить на фронт свой кузей-малтык — старинное ружьё в пуд весом, с полуфунтовым за рядом, из которого старик бил медведей наповал, одним выстрелом. Так чувства и помыслы старого, неграмотного •охот ника сливаются с великим делом всех советских людей. В советской Шории плечом к плечу работают шорцы и русские. Они вместе разведывают и добывают руду для могу чих заводов Кузбасса. На страницах книги читатель встречается с «таёжным профессором» Гайвороном, знакомится с геологом Смолиным, который был одним из первооткрывателей страны Темира; он и сейчас продолжает разведку руды для гиганта сибирской металлургии. В горной тайге постоянно, хотя и незри мо, сопутствует автору образ Сталинска и его металлургического комбината. В заключительных главах мы опять оказываемся на Площади Побед и встре чаемся с обер-мастером Антоном Де ментьевичем, который во время войны, забыв про болезни, освоил выпуск леги рованной стали для фронта. Снова перед нами возникает знакомый, величествен ный образ завода, который «среди белого однообразия гор ещё разительней напо минал... — грозный боевой корабль»... Так завершается, замыкаясь во внут реннем художественном единстве, одна из главных идейных линий книги. Из всей системы образов мы делаем вывод, что Горная Шория всеми своими нитями связана с гигантом социалистической ин дустрии, она питает его и неразрывно входит в величественное понятие — Куз басс; русские и шорцы в единой семье делают великое общее дело, необходимое для всей нашей страны. Есть в очерках и другая важная ли- ния, воплощённая в образе Аркаши Ого родникова. Этот юный. новосибирец за мыслил бежать в Арктику, ибо жизнь среди испытаний и трудностей «по пле чу только тем, у кого настоящие твёрдые нервы и сильные мускулы». Но отец, разгадавший планы сына, отправляет его в Горную Шорию, к сво ему приятелю Гайворону, с посылкою и письмом. Автор знакомится с Аркашей, когда последний мечется по маленькой станций в поисках неведомого Гайворона, поручение к которому так досадно задер жало исполнение мечты. Приятеля отца на станции не оказалось, и Огороднико ву пришлось совершить к нему поход по тайге. Самолюбивый и упорный юноша с го речью убеждается в своей неподготов ленности к путешествиям. Он постепен но закаляется и приобретает сноровку, влюбляется в прекрасный и суровый край, о котором ещё недавно думал: «Ка кие красоты могут быть в местах, до ко торых можно доехать за сутки». А «красот» здесь много. А. Смердов — поэт, влюблённый в Горную Шорию, с воодушевлением описывает её природу. Под его пером оживают дремучая тайга, скалы, сохранившие на себе древние че ловеческие письмена, ровные потоки рек, которые вдруг бурно обрушиваются во допадами на порогах. Природа не просто описана в книге, она изображена эмоционально, воспета! У читателя рождается большой интерес к стране Темира, желание самому побы вать там. Мы очень понимаем Аркашу Огородникова, который, позабыв про Арктику, навсегда остаётся в Шории и становится горным мастером. Писатель успешно решил и вторую идейную задачу своей книги. В художе ственных образах он впечатляюще дока зал, что не только далёкая Арктика или знойная пустыня ждут любознательных и смелых людей; и в родном краю ещё много непознанного, и тут есть где про явить мужество, выносливость, удовлет ворить жажду знаний и открытий. Книга «В стране Темира» отличается от «Камня на ладони» не только загла вием и добавлением последней части — «Несколько лет спустя». В новом вари анте выброшены главы «Путешествие в тринадцатый век» и «Последние могика не», добавлена новая глава «Рассказ о необыкновенной гальке». Обе выброшенные главы описывают явления экзотические. Может быть, ав тор по этому признаку и убрал их, так сказать, на равных основаниях. В главе «Путешествие в тринадцатый век» гео лог Петренко (в «Камне на Ладони» — Смолин) показывает автору «нечто ред костное» — допотопные меха, сооружён ные над ямой. Таковы были «домны» в XIII веке у древних шорцев. Но, оказы вается, эта печь построена колхозника ми и сейчас действует. Получив такие сведения, автор «растянулся на тёплой земле» и начал философствовать о том, как «сказочно» встречаются здесь века: тринадцатый и двадцатый. На наш взгляд, есть две экзотики. Ос татки древнего или своеобразные черты национального, отжившие, мешающие,— это экзотика. И очень вредно, когда на эти вещи смотрят с точки зрения чистой оригинальности. Какие-то местные бюро краты запустили дело до того, что кол хозники под Сталинском не имеют же лезных изделий. Чего же туг философ ствовать о веках? Есть вечное своеобра зие природы, специфические черты на ционального характера и быта, ценные эстетически или практически,— это то же экзотика, но, действительно, достой ная поэтизации. А. Смердов был прав, уничтожив гла ву «Путешествие в тринадцатый век», но напрасно он убрал главу «Последние мо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2