Сибирские огни, 1956, № 1
ПУТЬ УПОРНЫХ поисков 155 му через лично пережитое, прочувство ванное. Бывший студент, работник моло дёжной газеты, изъездивший с блок нотом Западную Сибирь, поэт и фоль клорист, изучивший Алтай и Горную Шорию,— А. Смердов с полным правом говорит от имени своего поколения: Я по знакам на белых пятнах Карты нашей большой земли Вижу, сколько же мы, ребята. За недолгуто жизнь прошли! И очень странно слышать, наряду с тонкими мелодиями лирических стихов, о которых мы говорили выше, барабан ный бой «Песни о Сталинске». Здесь что .«и строчка, то готовенькие шаблоны: и «струя золотая» первосортного металла, и «горячий и радостный труд», и «горя чая песня струится». Что ни строфа, то деловитые сообщения, поэтически не ос мысленные: «Когда мы копали с тобой котлованы, взрывали столетние пни», •«Мы домны с тобою клепали недаром». «Песня о Сталинске» и дежурное, без личное стихотворение «В двенадцать ча- «ов» говорят нам о том, что в поэзии А. Смердова остались жить, пускай где- то на втором плане, поэтически несо стоятельные попытки решать тему без лирического проникновения в неё. И ещё один недостаток поэтической манеры А. Смердова сказался в некото рых стихах этого периода — многосло вие. Вот хорошее, в основном, стихотво рение «Мы покидаем старый дом». В нём звучит та же удачная интонация за душевной беседы с любимым человеком — с матерью. Перед нами возникает об раз матери, мы видим отца, влюблённо го, как и его деды — кузнецы, слесаря, — «в железо, огонь и вино». Это очень точно сказано о людях, влюблённых в жизнь, но жизнь-то которых в беспро светной нужде ограничивалась лишь ра ботой да водкой. На подобных ёмких де талях сделаны многие куски стихотворе ния. О начале любви отца и матери ска зано: В шершавых ладонях и нежность и жар — В них сердце девичье лежало, дрожа. Но вот начинается вторая часть стихо творения. Младший сын ведёт мать в но вую квартиру. Поэт уже сказал об этом, уже уточнил, что «выбрал светлицу тебе на шестом, на самом прозрачном, на са мом высоком» — и опять начинает варь ировать мысль, снова уточняет достоин ства нового дома, перечисляет всё, что видно из окна. Проникновение в живую действитель ность, открытие себя, как лирического поэта, помогло А. Смердову создать в этот период стихи, которые и сейчас ос таются в его творчестве одними из луч ших. Знакомство с Горной Шорией, изу чение конкретного жизненного материа ла сыграло в этом не последнюю роль. III Шорские впечатления оказались на столько обильными, что они не могли не вылиться в целую книгу. В 1940—41 го дах А. Смердов пишет очерки «В стра не Темира». Вначале автор отправился в Горную Шорию, как собиратель фольклора. Он, действительно, записал много шорских легенд и сказок, которые впоследствии поэтически обработал. Но, — как пишет сам А. Смердов, — «Живая жизнь, жи вая природа оказались не менее яркими и поэтичными, чем фантастические, рож дённые вековой мечтой народа, сказоч ные картины. Живые люди, встреченные в этой стране, были не менее замеча тельны, чем герои-богатыри из старин ных народных сказаний». Книга создавалась не в один-два ско роспелых наезда, она росла и ширилась вместе с судьбами её живых героев, с которыми автор был связан добрых пол тора десятка лет, и не по переписке свя зан, не по беседам за письменным сто лом. А. Смердову посчастливилось встре титься с некоторыми своими героями на фронте и после войны. Окончательное завершение книга получила в 1954 году. Сейчас она известна под названием «Ка мень на ладони». Повествование начинается историей строительства Сталинска. Лирические детали незабываемого времени первых пятилеток и публицистические отступле ния органично сливаются с пейзажами Кузбасса наших дней, написанных взвол нованно и приподнято, мы бы сказали — романтически: «После темноты глухих спящих селений и станций, которые мы миновали ночью,— сейчас дорога каза лась каким-то другим царством, в кото ром, не угасая, горели вечные огни и люди не знали разницы между днём и ночью». «Завод был похож на огромный корабль, который, дымя1 всеми своими трубами, сверкая гирляндами огней, плыл сквозь рассвет, среди синих взго рий, навстречу нашему поезду». И вот перед глазами читателя появ ляется образ хозяина Кузбасса, предста вителя рабочего класса Сталинска. Ав тор рассказывает, как он, присевши в сквере напротив Кузнецкого металлурги ческого комбината и углубившись в свою путевую тетрадь, услышал вдруг шумное дыхание и натужное покашливание. «— Ты погляди, что он делает, чёртов сын, а? — раздался вдруг болезненно скрипучий тенорок соседа. — Ишь, как гонит хвост к небу! Дурень, эх, дурень, ведь тебе ж так подины ненадолго хва тит... Вот погоди, выйду я, так носом на- тычу в такую работку...» Повернувшись, автор увидел могутного старика с красноватым, опалённым ли цом металлурга. Гнев старика был выз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2