Сибирские огни, 1956, № 1
средства, проявляются индивидуальные особенности лирики поэта. Безошибочным глазом художника уви ден пейзаж осеннего вечера на горной реке: Плывём... А гор бока крутые. Как ткань бухарская , пёстры. Берёз Фонтаны золотые, Рябин багровые костры. Точное наблюдение таится в строчке: «В тайге густеет тёплый мрак». Именно — тёплый. Ведь вечером из тайги идёт на остывающую реку тепло. В вечерней полутьме перед пловцами поднялся белоголовый Каратаг, и на его неприступной вершине горит костёр. Вся обстановка наступающей ночи в малоиз веданном краю и этот неожиданный ко стёр приводят нас вместе с поэтом к фан тастической мысли: И я гляж у — в выси туманной Не дух ли этих диких гор На зов последнего шамана Р азж ёг полуночный костёр?! Но оказывается всё гораздо реаль ней: «На Каратаг взошёл геолог, дробя породы молотком», и «клад разведав» — Пьёт чай и празднует победу Над древней тайной ледников. Анализируя стихотворение «Могила Шор-Кижи», И. Арамилев делает верное наблюдение над одной из особенностей лирики А. Смердова. Описание подвига Шор-Кижи прерывается реалистической деталью — над легендарной могилой про плыл «самолёт обычным рейсом и солн це задевал крылом». И. Арамилев пи шет: «Это будничное вторжение самолё та, идущего «обычным рейсом», в шор скую легенду — характерный приём А. Смердова. Поэт не любит отрываться от практики наших дней». Тот же приём внезапного «приземле ния» с успехом использован и в «Кара- таге», где на неприступном «стойбище шайтана» геолог преспокойно распивает чай. Такой же очень «земной», на пер вый взгляд незначительной, деталью за канчивается стихотворение «Последний привал»: Туман голубеет на травах , Погас, прозвенев, уголёк... Тонкий и тихий заключительный ак корд придаёт особую лирическую пре лесть стихотворению. Мы как-то привыкли, что панорама Сталинска, крупного индустриального центра, должна раскрываться перед на ми из окна грохочущего вагона, в дыме и гуле. Но поэт в стихотворении «По следний привал» находит новую, полную глубокого смысла, точку наблюдения Сталинска: из тайги, с глухого берега, где «ни шорох, ни шум не встревожит таёжную, чуткую тишь». И зарево пла- изок мы видим «над кедрами». Эта картина говорит о многом: в ве ковечной глуши вырос могучий социали стический город, дикая тайга становится обжитой, уютной, её освещает зарево Сталинска. Так верно найденная поэти ческая картина раскрывает глубокий смысл без громких фраз и лобовых об общений. Начав вступление в лирику с шорских мотивов, А. Смердов быстро расширяет тематику, вырабатывает собственную ма неру письма. Лучшим лирическим стихам А. Смердова свойственна интонация негромкой, задушевной беседы с очень близким человеком, беседы о чувствах личных, интимных, но прочно связанных со всей большой окружающей жизнью. Эта интонация звучит в «Последнем при вале», в большом стихотворении «Мы покидаем старый дом», но наиболее впе чатляюще она проявляется в одном из лучших стихотворений А. Смердова «Яб локо». Здесь концентрируются особенности лирики поэта. Любовь к родной Сибири, пафос её преобразования сливаются с личным, с любовью к женщине. Любимая привезла из Таврии «далёкий аромат» яблок, богатства стороны «пламенеюще го лета». Поэт говорит ей, что «у нас», в Сибири, есть свои неисчислимые богат ства: стёжки горностаев синеют на сне гу, залегают в земле самоцветы, и садо вод, «стуж не замечая», приучает к мо розам яблони и нежные цветы юга. К неисчислимым богатствам Сибири, кото рые от века есть у неё, мы прибавим но вые богатства, перенесённые из южных краёв — вот пафос стихотворения. Эта мысль воздействует на читателей, пото му что она воспринимается как очень за душевная мечта самого поэта. И когда, по праву торжествуя, Мы пойдём по молодым садам. Яблоко созревшее сорву я И тебе, любимая, подам, — Яблоко, взлелеянное нами1.. Полюби же родину мою — Лес седой и звёзды над горами. Полюби, к ак я тебя люблю... Мало, чтобы любимая полюбила поэ та, надо, чтобы она полюбила его край, загорелась стремлением украсить, обога тить этот край. Без этого любовь будет не полной. Стихотворение пронизано светлой жизнерадостностью, бодростью, уверенностью в счастье и любви. В нём есть мудрая наивность, которая лишь и свойственна поэзии. «Полюби, как я те бя люблю!» — эта просьба, мгновенно, кажется, вырвавшаяся из души, таит в себе глубокий смысл, выражает идею стихотворения. Личные чувства, исполненные широко го гражданского звучания, свойственны и стихотворению «На конвертах, на мя тых марках». Несколько общая, публи цистическая тема таила в себе опасность декларативности. Но этого не случилось, потому что А. Смердов трактует эту те
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2