Сибирские огни, 1956, № 1

средства, проявляются индивидуальные особенности лирики поэта. Безошибочным глазом художника уви­ ден пейзаж осеннего вечера на горной реке: Плывём... А гор бока крутые. Как ткань бухарская , пёстры. Берёз Фонтаны золотые, Рябин багровые костры. Точное наблюдение таится в строчке: «В тайге густеет тёплый мрак». Именно — тёплый. Ведь вечером из тайги идёт на остывающую реку тепло. В вечерней полутьме перед пловцами поднялся белоголовый Каратаг, и на его неприступной вершине горит костёр. Вся обстановка наступающей ночи в малоиз­ веданном краю и этот неожиданный ко­ стёр приводят нас вместе с поэтом к фан­ тастической мысли: И я гляж у — в выси туманной Не дух ли этих диких гор На зов последнего шамана Р азж ёг полуночный костёр?! Но оказывается всё гораздо реаль­ ней: «На Каратаг взошёл геолог, дробя породы молотком», и «клад разведав» — Пьёт чай и празднует победу Над древней тайной ледников. Анализируя стихотворение «Могила Шор-Кижи», И. Арамилев делает верное наблюдение над одной из особенностей лирики А. Смердова. Описание подвига Шор-Кижи прерывается реалистической деталью — над легендарной могилой про­ плыл «самолёт обычным рейсом и солн­ це задевал крылом». И. Арамилев пи­ шет: «Это будничное вторжение самолё­ та, идущего «обычным рейсом», в шор­ скую легенду — характерный приём А. Смердова. Поэт не любит отрываться от практики наших дней». Тот же приём внезапного «приземле­ ния» с успехом использован и в «Кара- таге», где на неприступном «стойбище шайтана» геолог преспокойно распивает чай. Такой же очень «земной», на пер­ вый взгляд незначительной, деталью за­ канчивается стихотворение «Последний привал»: Туман голубеет на травах , Погас, прозвенев, уголёк... Тонкий и тихий заключительный ак­ корд придаёт особую лирическую пре­ лесть стихотворению. Мы как-то привыкли, что панорама Сталинска, крупного индустриального центра, должна раскрываться перед на­ ми из окна грохочущего вагона, в дыме и гуле. Но поэт в стихотворении «По­ следний привал» находит новую, полную глубокого смысла, точку наблюдения Сталинска: из тайги, с глухого берега, где «ни шорох, ни шум не встревожит таёжную, чуткую тишь». И зарево пла- изок мы видим «над кедрами». Эта картина говорит о многом: в ве­ ковечной глуши вырос могучий социали­ стический город, дикая тайга становится обжитой, уютной, её освещает зарево Сталинска. Так верно найденная поэти­ ческая картина раскрывает глубокий смысл без громких фраз и лобовых об­ общений. Начав вступление в лирику с шорских мотивов, А. Смердов быстро расширяет тематику, вырабатывает собственную ма­ неру письма. Лучшим лирическим стихам А. Смердова свойственна интонация негромкой, задушевной беседы с очень близким человеком, беседы о чувствах личных, интимных, но прочно связанных со всей большой окружающей жизнью. Эта интонация звучит в «Последнем при­ вале», в большом стихотворении «Мы покидаем старый дом», но наиболее впе­ чатляюще она проявляется в одном из лучших стихотворений А. Смердова «Яб­ локо». Здесь концентрируются особенности лирики поэта. Любовь к родной Сибири, пафос её преобразования сливаются с личным, с любовью к женщине. Любимая привезла из Таврии «далёкий аромат» яблок, богатства стороны «пламенеюще­ го лета». Поэт говорит ей, что «у нас», в Сибири, есть свои неисчислимые богат­ ства: стёжки горностаев синеют на сне­ гу, залегают в земле самоцветы, и садо­ вод, «стуж не замечая», приучает к мо­ розам яблони и нежные цветы юга. К неисчислимым богатствам Сибири, кото­ рые от века есть у неё, мы прибавим но­ вые богатства, перенесённые из южных краёв — вот пафос стихотворения. Эта мысль воздействует на читателей, пото­ му что она воспринимается как очень за­ душевная мечта самого поэта. И когда, по праву торжествуя, Мы пойдём по молодым садам. Яблоко созревшее сорву я И тебе, любимая, подам, — Яблоко, взлелеянное нами1.. Полюби же родину мою — Лес седой и звёзды над горами. Полюби, к ак я тебя люблю... Мало, чтобы любимая полюбила поэ­ та, надо, чтобы она полюбила его край, загорелась стремлением украсить, обога­ тить этот край. Без этого любовь будет не полной. Стихотворение пронизано светлой жизнерадостностью, бодростью, уверенностью в счастье и любви. В нём есть мудрая наивность, которая лишь и свойственна поэзии. «Полюби, как я те­ бя люблю!» — эта просьба, мгновенно, кажется, вырвавшаяся из души, таит в себе глубокий смысл, выражает идею стихотворения. Личные чувства, исполненные широко­ го гражданского звучания, свойственны и стихотворению «На конвертах, на мя­ тых марках». Несколько общая, публи­ цистическая тема таила в себе опасность декларативности. Но этого не случилось, потому что А. Смердов трактует эту те­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2