Сибирские огни, 1956, № 1
Спасти бы, но как?.. За окном багряным Вилась, сверкала , лилась гроза... Товарищ не видел, к ак у Валерьяна На миг затуманилися глаза... В следующей главе мы видим Куйбы шева в одиночной камере. В тесную и смрадную одиночку протягивается ру ка с букетом «пламенеющих, свежих роз». Это контрастно, это производит впечатление. Мы чувствуем, как «в оди ночке запахло садом». Поэтому очень волнует читателя необходимость бросить эти цветы в «парашу», «в зловонный угол» —• ведь идёт надзиратель. Товарищ Валериан поёт «Варшавян ку», которую подхватывает вся тюрьма. Жандармы врываются в камеру и изби вают Куйбышева. Нам снова открывает ся замечательная черта в характере Ва лериана — любовь к простым людям, за бота о них, человечность. Не для соб ственного спасения он уничтожил цве ты — не всё ли равно, за что понести наказание, за цветы или за песню. Он сделал это ради молодого, честного сол дата, который осмелился передать ему эти цветы. Дальше следуют главы «Начальник штаба» и «Встреча». Поэт пытается по казать нам Куйбышева на посту предсе дателя Госплана и начальника штаба по спасению челюскинцев. Но приоткрыв шийся было внутренний мир героя поэ мы вдруг наглухо захлопывается перед читателем. Раскрытие переживаний и мыслей подменяется изображением внешних черт, поэтическое осмысление образа переходит в иллюстрацию к от дельным фактам биографии: Он вновь, к ак в штабах Туркестана, Как в ночь атаки на врага, Встаёт над картами , над планом С походным компасом в руках . О военной деятельности В. В. Куйбы шева, в частности, в Туркестане, поэма не говорит ничего. Не имеет права поэт опираться на материал, лежащий вне его произведения. Именно так и возникает иллюстративность, пояснение к каким-то общеизвестным фактам, а не цельное творческое создание. Думы Куйбышева переданы простей шим способом — перечислением — с не пременными формулами поэтической ри торики: «Он видит», «Он слышит» — эскадрилью на востоке, зарево над Ура лом, тучи над Амуром и т. д. Это не мысль, это всего лишь поверхностная схема мысли, эмоционально не окрашен ная. Поэт обязан по-своему осмыслить ха рактер и жизнь человека, ставшего его героем. Такого осмысления образа у А. Смердова нет. И дело не в том, что совсем не раскрыта в поэме кипучая на тура организатора большевистского под полья и политического руководителя Туркестанской армии; поэт вправе отби рать любые эпизоды из биографии своего героя. Дело в том, что его характер не дан в развитии, не осмыслен в своих ве дущих чертах. В первых главах поэмы мы видим, как Куйбышев жертвует собой, чтобы отпра вить заграницу товарища, уничтожает цветы, чтобы выручить солдата. Мы чув ствуем в характере героя поэмы огром ную любовь к простым людям, ненависть ко всем источникам их несчастий, само отверженную заботу о них. Так и хочется крикнуть автору: ос мысливайте же дальше образ, развивай те эту черту характера до беспримерной заботы о спасении челюскинцев. Но, увы! Глава «Начальник штаба» сделана сов сем в другом ключе. Она декларативна, внутренний мир героя не раскрыт, живая деятельность его не показана. Мы полу чили только бледную иллюстрацию к биографии В. В. Куйбышева. Художе ственная цельность образа оказалась на рушенной. В первой главе мельком упоминается Агата — «товарищ милый», с которой Валериана ещё в юности, в подполье, «суровая дружба спаяла». Затем Агата совершенно исчезает до концовки послед ней главы. Поэма рассыпается на фрагменты, на отдельные иллюстрации к биографии В. В. Куйбышева, — одни сильней, дру гие слабей. Тем не менее, она — шаг вперёд в творчестве А. Смердова: здесь больше внимания отдано человеческому образу, созданию характера. И В 1938—39 гг. А. Смердов начал своё многолетнее знакомство с Горной Шори- ей. Он исходил десятки километров по таёжным тропам, плыл на лодках по горным рекам, слушал у дымных костров сказания ныбакчи — народных певцов. Изучая новый материал, А. Смердов пи сал стихи и очерки, собирал и поэтиче ски обрабатывал фольклор. В 1939 году появились в журнале «Сибирские огни» четыре стихотворения, написанные на шорском материале. Они отмечены настоящей поэтической све жестью. Картины рисуются не общими словами, а точно увиденными деталями, пронизываются взволнованным настрое нием. Здесь впервые проявляется внимание поэта к народным сказаниям шорцев. Он рассказывает о богатыре Шор-Кижи, шорском Прометее, который хотел «мол ний огненные стрелы ловить рукою на лету», о горе Каратаг — «стойбище шай тана», по древним поверьям. В стихотворениях «Каратаг» и «По следний привал» высока поэтическая точность, обогащены изобразительные-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2