Сибирские огни, 1956, № 1

несомненно, сказались в первом его крупном произведении: в «Геохимиче­ ской поэме», опубликованной в 1934 году. В годы первой пятилетки социалисти­ ческое строительство, развернувшееся по всей стране, бурно захватило и Сибирь. В некогда диком, кандальном крае воз­ водились гиганты индустрии, научные экспедиции торили пути к неизведанным богатствам сибирских недр. Первый си­ бирский научно-исследовательский съезд развернул широчайшие перспективы. Академик Ферсман сделал на съезде до­ клад о богатейших залежах полезных ископаемых в Сибири. Его яркий доклад участники съезда назвали «геохимиче­ ской поэмой». А. Смердов не без оснований взял это название для своего произведения. Ув­ лечённый перспективами использования минеральных богатств родного края, Ку- лундинских степей, он попытался опоэ­ тизировать планы и расчёты геохимиче­ ской науки. Поэт пытается осмыслить труд не как «производственный про­ цесс», а поэтически, как вдохновенное творчество. Даже очень, в сущности, прозаические вещи опоэтизированы: Я слышу — в горячих котлах солеварен клокочет рассол и псёт вода. И глыбы солей весёлые парни сгружают в товарные поезда. Поэма построена как беседа автора со своим другом инженером-геологом. Рас­ сказы геолога воодушевляют поэта, и он в своём воображении рисует широкую картину будущего преобразования Ку- лунды. Стих в этой поэме стал более доброт­ ным и выразительным. Поэт находит точные определения для создания впе­ чатляющей картины кулундинской жа­ ры: «бездымный пожар», которым полы­ хает степь, «изнурённая» даль, солонча­ ки, «раскалённые добела». Но вот мы дочитываем поэму и в за­ ключительных строфах встречаем такую строчку: «К моей, ещё нераскрытой те­ ме»... Да, написано целое произведение, а тема преобразования Родины так и ос­ талась нераскрытой! В художественном произведении она может быть воплощена только в образе человека, непосредствен­ ного преобразователя. Но в «Геохимиче­ ской поэме» герои показаны беглыми внешними чёрточками: «начальник отря­ да, чёрный от зноя», «гидролог... жару проклинает, трубкой дымит». И даже «друг-геолог» изображён только в каби­ нете. Читатель остаётся наедине с меч­ тами самого поэта о будущем преобразо­ вании Кулунды. Но образ поэта в дан­ ном случае — образ мечтателя, а не дея­ теля. Слишком часто звучат пожелания автора то-то видеть, то-то слышать, тому- то учиться, которые не в силах заменить действительные наблюдения и жизнен­ ный опыт. Повидимому, автор и сам чувствовал это. Через несколько лет он создал но­ вый вариант поэмы под заглавием «Ку- лундинская поэма». Теперь он решил во­ плотить тему в характере активного ге­ роя, в судьбе «друга-геолога». В новом варианте члены разведочной партии, не выдержав кулундинского зноя и трудно­ стей, покидают геолога. Он остаётся один, «дрожа в лихорадке», и, собствен­ но, сделать что-либо не в силах. Он ле­ жит в палатке и бредит. Поэт свои мечтания из первого вари- 'анта механически передал в новом вари­ анте поэмы — герою. Геолог мечтает о будущем преобразовании Кулунды. Мож­ но сказать, что в последнем варианте поэма даже стала слабей. Этому способ­ ствовал и шаблонный сюжетный ход, и изменение концовки. Раньше поэма кон­ чалась широким обобщением, связывав­ шим преобразование Кулунды с судьба­ ми всей страны, а сейчас она завершает­ ся всего лишь литературным кредо поэта: И пусть не укр ася т витрин и полок Золотом книжищ мои труды. Я двинусь за песней, к ак ходит геолог По тайным следам золотой руды. Это неплохие строки, но ведь суть поэмы не в них. Мы понимаем, что труд­ но было автору связать судьбы Родины с судьбой потерпевшего поражение гео­ лога. «Геохимическая поэма» звучала смелей, грандиозней. Во всяком случае, работа над поэмой явилась важным этапом в творческом ро­ сте А. Смердова, итогом его первона­ чальных исканий. После «Геохимической поэмы» перед А. Смердовым стала задача освоения главной цели поэзии: проникновения в характеры и души, в мысли и чувства живых людей, своих современников. Первая попытка решения этой задачи была предпринята им в 1937 году в поэ­ ме «Товарищ Валериан». Поэт постарал­ ся раскрыть человеческий характер, да ещё значительный т— произведение по­ священо жизни крупного деятеля Комму­ нистической партии и Советского госу­ дарства В. В. Куйбышева. Поэма начинается с того, что Валери­ ан «идёт в арестантском строю» по Си­ бири, по своему родному краю, где маль­ чишкой «было горько до боли, до слёз кандальные песни слушать ему...» Дважды звучат рефреном, возвращая нас к истории ареста, казённые слова: «Опознан и пойман».., Тем более остро воспринимается эпизод, в котором рас­ сказано о решении Куйбышева отказать­ ся от собственного побега заграницу ра­ ди спасения товарища.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2