Сибирские огни, 1956, № 1

I/fwmutfii if rTstrSliцоifcaqyif,я А. НИНУЛЫЮВ Путь уп орны х ПОИСКОВ Из всех литературно-критических ста­ тей, посвящённых творчеству Алексан­ дра Смердова, наиболее полную написал покойный И. Арамилев1. Он анализирует идейное содержание поэзии А. Смердова, отмечает постепен­ ное расширение тематики в его произве­ дениях. В целом статья говорит поэту: Да! Твои произведения идейно выдержа­ ны, темы ты берёшь широкие ■— ты на верном пути. Прочитаешь такую литературно-крити­ ческую оценку и думаешь: вот поэт пря­ мой и лёгкой судьбы! Не было в его творчестве ни напряжённых поисков, ни внутренней борьбы, ни горечи заблужде­ ний, ни радости трудных побед. Ведь если касаться только идей и тем, то К. Лисовский, воспевающий социали­ стическое преобразование севера Восточ­ ной Сибири, окажется как две капли во­ ды похожим на А. Смердова, воспеваю- щего социалистическое преобразование юга Западной Сибири. А между тем это очень разные поэты. Изображение твор­ чества писателя, как гладкого пути на­ копления только идейных богатств — это та же лакировка действительности, тот ж е пафос бесконфликтности. Не было и нет на земле писателя лёг­ кой судьбы. Литератор всегда первоот­ крыватель. И прежде чем понести к чи­ тателю новые богатства, он должен для себя открыть заново всю действитель­ ность. С этой точки зрения интересен и поучителен творческий путь любого пи­ сателя. I 1930 год... Год начала великих свер­ шений первой пятилетки. Товарищ Сталин говорил: «Каждый период в на­ циональном развитии имеет свой пафос. В России мы имеем теперь пафос строи­ тельства». Этот пафос, действительно, охватил весь советский народ. Писатель­ ские бригады отправились на стройки, на предприятия. Живая связь с созидательной жизнью народа способствовала появлению таких 1 И. Арамилев. С т и х и Александра Смердова. «Октябрь» № 3, 1949 г. значительных произведений, как «Вре­ мя, вперёд!» В. Катаева, «Энергия» Ф. Гладкова, «Гидроцентраль» М. Ша- гинян. Но РАПП, заправлявший тогда лите­ ратурными делами, во многом опошлил и искривил порыв советских писателей к новой, социалистической действительно­ сти. Его вульгарные установки вредно подействовали на некоторых писателей старшего поколения. Но ещё больше вре­ да нанесли они литературной молодёжи. Первое стихотворение А. Смердова «Штурм», опубликованное в 1930 г., не­ сёт на себе черты двойственности. Оно актуально в хорошем смысле слова, про­ низано стремлением вмешаться в самую гущу жизни, но в нём явно сказывается вульгарно понятый «социальный заказ»: борьба «с прорывами за выполнение промфинплана»: «Этот прорыв ударной работой мы ликвиднём!» Вслед за «Штурмом» поэт обратился к колхозной тематике. Появляются от­ рывки из поэмы «Второе обновление». Поэма не окончена. В ней нет ни сюже­ та, ни образов людей. Самые названия опубликованных глав — «Подготовка» и «Выход» — говорят о стремлении рацио­ налистически последовательно описать «производственный» процесс посевной. Поэт выкрикивает лозунги: «Не мешкай, не мешкай ни дня, полевод!», «Ударную путёвку — артельным плугарям!». Эти стихотворные заклинания не в си­ лах помочь никакому севу. Но формаль­ но «социальный заказ» выполнен — сти­ хи «борются» за быстрейшее проведе­ ние посевной. В 1932 году вышло постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-ху­ дожественных организаций». Централь­ ный Комитет партии осудил рапповские методы руководства литературой, ликви­ дировал РАПП и положил начало созда­ нию единого Союза Советских писателей. Литераторы-сибиряки, как и все писа­ тели страны, с удовлетворением встрети­ ли это постановление. Молодой поэт то­ же чувствовал явную неудовлетворён­ ность началом своего творческого пути. Ведь не случайно поэма «Второе обнов­ ление» осталась навсегда неоконченной. А. Смердов взялся за углублённую поэтическую учёбу, результаты которой,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2