Сибирские огни, 1956, № 1
I/fwmutfii if rTstrSliцоifcaqyif,я А. НИНУЛЫЮВ Путь уп орны х ПОИСКОВ Из всех литературно-критических ста тей, посвящённых творчеству Алексан дра Смердова, наиболее полную написал покойный И. Арамилев1. Он анализирует идейное содержание поэзии А. Смердова, отмечает постепен ное расширение тематики в его произве дениях. В целом статья говорит поэту: Да! Твои произведения идейно выдержа ны, темы ты берёшь широкие ■— ты на верном пути. Прочитаешь такую литературно-крити ческую оценку и думаешь: вот поэт пря мой и лёгкой судьбы! Не было в его творчестве ни напряжённых поисков, ни внутренней борьбы, ни горечи заблужде ний, ни радости трудных побед. Ведь если касаться только идей и тем, то К. Лисовский, воспевающий социали стическое преобразование севера Восточ ной Сибири, окажется как две капли во ды похожим на А. Смердова, воспеваю- щего социалистическое преобразование юга Западной Сибири. А между тем это очень разные поэты. Изображение твор чества писателя, как гладкого пути на копления только идейных богатств — это та же лакировка действительности, тот ж е пафос бесконфликтности. Не было и нет на земле писателя лёг кой судьбы. Литератор всегда первоот крыватель. И прежде чем понести к чи тателю новые богатства, он должен для себя открыть заново всю действитель ность. С этой точки зрения интересен и поучителен творческий путь любого пи сателя. I 1930 год... Год начала великих свер шений первой пятилетки. Товарищ Сталин говорил: «Каждый период в на циональном развитии имеет свой пафос. В России мы имеем теперь пафос строи тельства». Этот пафос, действительно, охватил весь советский народ. Писатель ские бригады отправились на стройки, на предприятия. Живая связь с созидательной жизнью народа способствовала появлению таких 1 И. Арамилев. С т и х и Александра Смердова. «Октябрь» № 3, 1949 г. значительных произведений, как «Вре мя, вперёд!» В. Катаева, «Энергия» Ф. Гладкова, «Гидроцентраль» М. Ша- гинян. Но РАПП, заправлявший тогда лите ратурными делами, во многом опошлил и искривил порыв советских писателей к новой, социалистической действительно сти. Его вульгарные установки вредно подействовали на некоторых писателей старшего поколения. Но ещё больше вре да нанесли они литературной молодёжи. Первое стихотворение А. Смердова «Штурм», опубликованное в 1930 г., не сёт на себе черты двойственности. Оно актуально в хорошем смысле слова, про низано стремлением вмешаться в самую гущу жизни, но в нём явно сказывается вульгарно понятый «социальный заказ»: борьба «с прорывами за выполнение промфинплана»: «Этот прорыв ударной работой мы ликвиднём!» Вслед за «Штурмом» поэт обратился к колхозной тематике. Появляются от рывки из поэмы «Второе обновление». Поэма не окончена. В ней нет ни сюже та, ни образов людей. Самые названия опубликованных глав — «Подготовка» и «Выход» — говорят о стремлении рацио налистически последовательно описать «производственный» процесс посевной. Поэт выкрикивает лозунги: «Не мешкай, не мешкай ни дня, полевод!», «Ударную путёвку — артельным плугарям!». Эти стихотворные заклинания не в си лах помочь никакому севу. Но формаль но «социальный заказ» выполнен — сти хи «борются» за быстрейшее проведе ние посевной. В 1932 году вышло постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-ху дожественных организаций». Централь ный Комитет партии осудил рапповские методы руководства литературой, ликви дировал РАПП и положил начало созда нию единого Союза Советских писателей. Литераторы-сибиряки, как и все писа тели страны, с удовлетворением встрети ли это постановление. Молодой поэт то же чувствовал явную неудовлетворён ность началом своего творческого пути. Ведь не случайно поэма «Второе обнов ление» осталась навсегда неоконченной. А. Смердов взялся за углублённую поэтическую учёбу, результаты которой,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2