Сибирские огни, 1956, № 1

Жаль, что художнику, тяготеющему к эпической графике, пока что не удалось отобразить трудового героизма людей нашей колхозной деревни. Последние го­ ды он работал главным образом над пей­ зажной живописью. Для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки он соз­ дал несколько панно, для нового здания Московского университета на Ленинских горах написал восемь картин. На его по­ лотнах запечатлена богатейшая природа Сибири — река Обь, Барабинская степь, Западные Саяны. Ивану Титкову исполнилось пятьдесят лет. Это пора творческой зрелости. Он попрежнему много путешествует, пишет этюды и тем самым обогащает свою па­ литру. Живописные работы знакомят зрителя с замечательными уголками об­ ширной Сибири. Вот ранняя весна в Ба- рабе, маленький берёзовый колок, слег­ ка окутанный лёгким туманом пробуж­ дающейся листвы. Возле колка мощный трактор поднимает жирные пласты це­ линной земли. Вот смотрятся угрюмые скалы в тихое Каракольское озеро. Вот ворочает свои громадные волны мала­ хитовый Байкал. Вот натужно шумит серенькое «море» Чаны с его низкими илистыми берегами. Вот мягкие Саян­ ские сопки, принакрывшиеся богатой до­ хой хвойных лесов. А вот снежный хре­ бет Алтая, спрятавший свои недоступ­ ные вершины в густые серые тучи. В до­ лине собирается гроза. Всё здесь суро­ во, и хмурые волосатые яки как бы сли­ ваются с камнями... Это одна из лучших картин И. Титкова последнего времени. В ней есть настроение, чего не хватает некоторым другим излишне приглажен­ ным пейзажам. Останавливает внимание картина «Се- минский перевал». Солнечный денёк, чи­ стый горный воздух, свежая зелень. В центре — два кедра-великана. Они под­ нялись сюда, на границу леса, как бога­ тыри на заставу, и им не страшны ни­ какие бури. Смотришь на картину, и ка­ жется, что через несколько минут сюда придут смелые, выносливые и упорные в своих поисках люди — геологи, кото­ рых до этого мы видели у походных па­ латок, вблизи кедров. Высокогорный кедр — любимое дерево Ивана Титкова. Этот великан сибирской тайги знаком нам по многим его рисункам и картинам. Порой художник повторяется, спешит. А ведь известно, что увлечение количе­ ством полотен, обычно, отрицательно сказывается на мастерстве. Художнику, вступающему в четвёртое десятилетие творческой деятельности, следует предъ­ явить к себе более повышенные требо­ вания. Но весьма положительно то, что Иван Титков не замыкается в узкий круг впе­ чатлений от какого-либо одного уголка Сибири. Наоборот, он с неустанной энер­ гией расширяет своё знакомство с бога­ тейшей и своеобразной природой гор­ ных, таёжных и степных районов. Ему есть чем поделиться со своими зрителя­ ми. Он, подобно геологу, всегда в пути, в поисках всё новых и новых богатств природы родного края, его ярких красок, достойных кисти зрелого художника.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2