Сибирские огни, 1956, № 1
Жаль, что художнику, тяготеющему к эпической графике, пока что не удалось отобразить трудового героизма людей нашей колхозной деревни. Последние го ды он работал главным образом над пей зажной живописью. Для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки он соз дал несколько панно, для нового здания Московского университета на Ленинских горах написал восемь картин. На его по лотнах запечатлена богатейшая природа Сибири — река Обь, Барабинская степь, Западные Саяны. Ивану Титкову исполнилось пятьдесят лет. Это пора творческой зрелости. Он попрежнему много путешествует, пишет этюды и тем самым обогащает свою па литру. Живописные работы знакомят зрителя с замечательными уголками об ширной Сибири. Вот ранняя весна в Ба- рабе, маленький берёзовый колок, слег ка окутанный лёгким туманом пробуж дающейся листвы. Возле колка мощный трактор поднимает жирные пласты це линной земли. Вот смотрятся угрюмые скалы в тихое Каракольское озеро. Вот ворочает свои громадные волны мала хитовый Байкал. Вот натужно шумит серенькое «море» Чаны с его низкими илистыми берегами. Вот мягкие Саян ские сопки, принакрывшиеся богатой до хой хвойных лесов. А вот снежный хре бет Алтая, спрятавший свои недоступ ные вершины в густые серые тучи. В до лине собирается гроза. Всё здесь суро во, и хмурые волосатые яки как бы сли ваются с камнями... Это одна из лучших картин И. Титкова последнего времени. В ней есть настроение, чего не хватает некоторым другим излишне приглажен ным пейзажам. Останавливает внимание картина «Се- минский перевал». Солнечный денёк, чи стый горный воздух, свежая зелень. В центре — два кедра-великана. Они под нялись сюда, на границу леса, как бога тыри на заставу, и им не страшны ни какие бури. Смотришь на картину, и ка жется, что через несколько минут сюда придут смелые, выносливые и упорные в своих поисках люди — геологи, кото рых до этого мы видели у походных па латок, вблизи кедров. Высокогорный кедр — любимое дерево Ивана Титкова. Этот великан сибирской тайги знаком нам по многим его рисункам и картинам. Порой художник повторяется, спешит. А ведь известно, что увлечение количе ством полотен, обычно, отрицательно сказывается на мастерстве. Художнику, вступающему в четвёртое десятилетие творческой деятельности, следует предъ явить к себе более повышенные требо вания. Но весьма положительно то, что Иван Титков не замыкается в узкий круг впе чатлений от какого-либо одного уголка Сибири. Наоборот, он с неустанной энер гией расширяет своё знакомство с бога тейшей и своеобразной природой гор ных, таёжных и степных районов. Ему есть чем поделиться со своими зрителя ми. Он, подобно геологу, всегда в пути, в поисках всё новых и новых богатств природы родного края, его ярких красок, достойных кисти зрелого художника.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2