Сибирские огни, 1956, № 1

уже был в вагоне. Эшелон шёл на запад. О дороге на фронт писал заместитель политрука Андрей Варакин в очерке «Воин-художник»: — «Днём на одной из остановок Иван Титков объявил: — Товарищи бойцы и командиры, да­ вайте заметки в «боевой листок». Военкоров нашлось много. Через час все читали первый номер «боевого лист­ ка», редактором которого был кандидат в члены партии красноармеец Титков. Он с горячей любовью взялся за эту ра­ боту». На фронте Иван Титков стал редакто­ ром рукописного литературно-художест­ венного журнала «За Родину». Статьи, очерки, рассказы и стихи сопровожда­ лись многочисленными зарисовками. Всего за годы войны было выпущено 32 номера журнала, в которых была отра­ жена боевая история воинской части, где служил художник. Всё это Иван Титков делал в короткие часы фронтового до­ суга. Он был разведчиком, и тут ему помогали навыки охотника, знакомство с природой и талант художника. Тот же Андрей Варакин в 1942 году писал: «За период зимних боевых действий Иван Титков разведал 82 блиндажа, 8 дзотов, 24 пулемётных гнезда и 11 мино­ мётных батарей, которые потом разгро­ мила наша артиллерия... После взятия нашими войсками ряда узлов обороны противника подтвердилось, что схемы и панорамы расположения блиндажей, дзо­ тов и огневых точек врага, нанесённые Титковым, соответствовали действитель­ ности». Иван Титков был участником обороны Москвы и освобождения многих городов. Это были годы тяжёлого фронтового труда. За боевые заслуги И. В. Титков награждён двумя орденами Красной Звезды- и четырьмя медалями. Все свободные минуты художник про­ водил за полевым альбомом. Он сделал около трёх тысяч рисунков и акварелей. В 1942 году вышла книга «Сибиряки- гвардейцы». В ней впервые появились рисунки фронтовика И. Титкова. Тут был один из первых его рисунков: осен­ ний вечер, солдаты и машины на окраи­ не Москвы — это сибиряки прибыли на защиту столицы. Были рисунки огневых позиций, боевых действий на Волоколам­ ском направлении и под Ельней. Вот пехота, поддержанная артиллерией, от­ бивает атаку... Художник уделял внима­ ние и фронтовому быту. На одном из рисунков — землянка, бойцы отдыхают и греются возле печурки. В 1943 году в Москве, а затем и в Но­ восибирске была устроена выставка фронтового рисунка И. В. Титкова. Бы­ ла его батальная графика и на выставке «Сибирь — фронту», а также на после­ военной межобластной выставке. По-на­ стоящему развернулся талант художни­ ка, мастера графики. Его рисунки и графические листы передают события и дух эпохи. С белых листов ватмана смот­ рят на нас советские воины, вынесшие на своих плечах всю тяжесть войны. Сколько силы и мужества в их фигурах! Какое высокое благородство в сознании своей правоты и священного долга в их лицах! А вот седые от изморози краснозвезд­ ные танки, мчащиеся вперёд со скоро­ стью урагана. Вот огневой залп прослав­ ленных гвардейских миномётов. Надолго запомнился мастерски выполненный графический лист «В боях за взятие Ке­ нигсберга». Дымятся бастионы, считав­ шиеся неприступными. Советские воины устремились в центр города. Отечественная война потребовала на­ пряжения всех наших сил. Именно в это время Иван Титков творчески вырос, ок­ репло его мастерство в области графики. Его рисунки глубоко человечны. Он ото­ бражает подвиг советских воинов не только как освобождение своей родной земли, но и как возвращение человече­ ского достоинства всем тем, у кого оно было отнято Гитлером. Художник запечатлел бедствия, при­ чинённые вражеским нашествием, раз­ валины городов, пепелища сёл и дере­ вень, детей, лишённых крова и ставших сиротами. Глубокие мысли пробуждают эти ри­ сунки. Наш народ многое пережил. И хо­ тя уже залечены раны войны, советские люди помнят о семьях, потерявших сво­ их близких, и о неслыханных разруше­ ниях. Нам дорог и свой кров и кров со­ седей. Мы ценим всё, что в течение ве­ ков создано на земле трудовым народом, и мы отстаиваем мир для всех. Наряду с героизмом, проявленным нашим наро­ дом в годы Отечественной войны, И. Титков подчёркивает миролюбие со­ ветских людей. Десять лет назад старшина Титков снял солдатскую шинель. Вернувшись домой, он поставил на мольберт недопи- санный обской пейзаж и принялся за ра­ боту... У Ивана Титкова нет жанровых кар­ тин. Он лирик по складу своей творче­ ской души. Но его, как мы это видели в годы войны, глубоко волнуют и героиче­ ские события. После войны он обратил свой взгляд к героике далёкого прошлого и, обладая большим трудолюбием, за короткий срок создал замечательную серию графиче­ ских рисунков, посвящённых алтайскому героическому эпосу. Это — глубокое проникновение в жизнь алтайского наро­ да, в его историю. Мы увидели и почув­ ствовали, как жил, о чём в далёкие вре­ мена мечтал и к чему стремился этот народ. Лучшие листы из Алтайского эпо­ са были показаны на Всесоюзных вы­ ставках и приобретены для музеев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2