Сибирские огни, 1956, № 1

И с г?ц с с ш € с г - - — А. КОПТЕЛОВ Путь художника Три десятилетия назад на живописных полотнах появилось имя Ивана Титкова. С тех пор зритель встречался с ним на всех художественных выставках в Ново­ сибирске и полюбил его за исключитель­ ное трудолюбие, за богатую палитру, за светлый жизнерадостный талант. Каждый подлинный художник тесно связан с жизнью своего народа, глубоко понимает его душу, дела, мечты и забо­ ты. Всё прекрасное, что видит художник под небом родного края, находит отзвук в его душе. Иногда яркие впечатления детских лет благотворно сказываются на всём творческом пути художника. Иван Титков родился в 1905 году. Детство и юность провёл в маленьком городке Камень, возле которого катила свои волны могучая и величественная Обь. По другую сторону городка рассти­ лалась беспредельная степь с пыльными дорогами, с редкими деревнями и посёл­ ками, с золотыми полосами хлебов. По степи лентами пролегли сосновые боры с небольшими светлыми озёрами. Моло­ дой паренёк на всю жизнь полюбил и об­ ские просторы, и степь, и задумчивые леса, и камышовые заросли озёр с их птичьим гомоном, с вечерними рыбацки­ ми кострами. Дар художника рано про­ будился в нём, и он пробовал рисовать углём, взятым из костра. Двенадцати лет он поступил в учени­ ки к художнику К. М. Чукалову, позднее три года учился у Ю. К. Куртукова, а потом — в Омском художественном тех­ никуме и на курсах по повышению ква­ лификации при Академии художеств. По возвращении в родной край И. В. Титков пишет пейзажи — тут и Обь, и колхозные поля. Он — не сторонний на­ блюдатель, а активный участник общест­ венной жизни. В «год великого перело­ ма» его направляют в село Волчанку для работы по коллективизации. Он про­ водит беседы, выпускает стенные газеты, делает рисунки, пишет этюды. Сельская тематика становится основной в его твор­ честве. В середине тридцатых годов, переехав в Новосибирск, И. В. Титков показал на выставке пейзажи «В горах Алтая», «Озеро Каракол», «Урман», «В посёлке Казанка», «Колхозные земли», «На ост­ ровах Оби». Написанные в традициях богатейшей русской пейзажной живопи­ си, эти работы оставляли глубокое впе чатление. В них было настроение. Чув­ ствовалось: всё это — наше, родное, со­ ветское, замечательные уголки Отчизны. На следующей выставке появилась станковая графика Ивана Титкова и по­ радовала зрителей точностью рисунка, пластичностью удивительного тонкого штриха. Особенно запомнился портрет старой колхозницы. Перед зрителем кан бы открывалась душа доброй женщины, честной труженицы, заботливой матери, воспитавшей многих детей. Эти графические листы расширяли диапазон художника, открывали перед ним перспективы дальнейшего творче­ ского роста, и в последующие годы его талант проявился с особой силой в гра­ фике. Тридцать лет Иван Васильевич Титков внимательно и любовно изучает Горный Алтай, жизнь и быт алтайцев. Во время каждой поездки в этот край он пишет десятки этюдов, делает сотни зарисовок. Тут и горные хребты, и портреты алтай­ цев, и жилища их, и домашняя утварь, украшенная орнаментом. Во время этих путешествий И. В. Тит­ ков познакомился с чудесным эпосом ал тайцев и полюбил его. Мечтой художни­ ка стала книга героического эпоса, в ко­ торой образы богатырей были бы пере­ даны не только с помощью слова, но и воплощены в рисунках. Начало этой ра­ боты было положено в 1941 году, когда Титков иллюстрировал первый том ал­ тайского героического эпоса, записанно­ го от народного сказителя Н. Улагашева. В образах богатырей ему удалось пере­ дать героические черты лучших предста­ вителей народа, стоящих на защите сво­ ей родной земли. Образы богатырей, ко­ торые любили мирный труд, охоту, рыб­ ную ловлю, были близки и понятны ху­ дожнику. Это способствовало его удаче. В то лето художник начал новую жи­ вописную работу — обской пейзаж. Пол­ день, луга, высокое голубое небо... Но мир содрогнулся от тяжёлого известия — гитлеровские фашисты напали на на­ шу Родину. Началась война. Художник отставил недописанный пейзаж, сложил в полевую сумку карандаши, акварель­ ные краски и кисти. Через три дня он

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2