Сибирские огни, 1956, № 1

благородные идеи, Тобольский драмати­ ческий театр остался верен прогрессив­ ным идеям своего времени. Большая заслуга в пропаганде пере­ дового реалистического репертуара при­ надлежит труппе тобольского театра. В рецензии 1903 года на постановку «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобыли- на отмечалось, что в Тобольске «Свадь­ ба Кречинского» за последние 2 —3 го­ да ставилась чуть ли не 5 —6 раз «при прекрасном ансамбле». В январе 1903 года на сцене тоболь­ ского театра шла пьеса Чехова «Дядя Ваня». В рецензии на эту пьесу можно было прочесть следующе'е: «Два года со времени открытия «Народной аудито­ рии» публика имела возможность ви­ деть игру профессиональных актёров, среди которых были недюжинные арти­ сты, пользовавшиеся большими симпа­ тиями тоболяков»1. В том же году была поставлена и ко­ медия Грибоедова «Горе от ума». Осу­ ществилась мечта тоболяков, желавших видеть на сцене эту комедию ещё в 1895 году, когда отмечалось столетие со дня рождения великого русского драма­ турга. «День столетнего юбилея А. С. Грибоедова — писал в журнале «Театрал» неизвестный корреспондент из Тобольска — прошёл у нас незамет­ но... Драматическому обществу более чем кому бы то ни было следовало по­ чтить этот день постановкою хотя бы од­ ного действия «Горя от ума» или по­ знакомить публику с почти неизвестны­ ми ей сценами «Грузинской ночи»2. Тобольский театр не ограничивался только русским репертуаром. На его сцене шли лучшие драматургические произведения западно-европейской дра­ матургии. Например, в 1907 г. идёт драма Шиллера «Коварство и любовь», «Король Лир» Шекспира, а тремя года­ ми позже — «Потонувший колокол» Га­ уптмана. Годы революционного подъ­ ёма, непосредственно предшествовав­ шие революции 1905— 1907 гг., не мог­ ли не сказаться на репертуаре Тоболь­ 1 « С и б и р с к и й л и с т о к » . 1903, № 6. 2 « Т е а т р а л » , 1895, № 10, стр. 53. ского театра. Постановки пьес, утвер­ ждавших право простого человека на счастье, на лучшую жизнь, воспринима­ лись зрителями, как призыв бороться за лучшее будущее. Тобольский театр не стоял в стороне от передовой драматургии и в годы ре­ акции, когда на многих провинциальных сценах появились пьесы упаднические, декадентские..Как раз в это время, то есть в 1909 году, была поставлена пье­ са А. М. Горького «Дачники», разобла­ чающая реакционную интеллигенцию. Спектакль получил высокую оценку в местной печати: «Пьеса шла с замеча­ тельной естественностью и простотой, производившей очень сильное впечат­ ление дружным исполнением. Можно пожелать, чтобы пьеса была повто­ рена». Однако «Дачники» не появились вновь на сцене тобольского театра, так как, повидимому, вмешалась цензура и запретила спектакль. Но зато в атом же году, 22 ноября 1909 года, была постав­ лена пьеса А. М. Горького «На дне». Постановки пьес Горького в то время имели большое революционное значе­ ние. Знаменательно, что тобольские большевики накануне Великого Октября своими силами ставят пьесу Горького «Враги». Так, в газете «Сибирский ли­ сток» 28 мая 1917 года появилось объ­ явление, в котором значилось: «Тоболь­ ская группа РСДРП. 28 мая, в Народ­ ном доме, ставится пьеса в трёх дей­ ствиях М. Горького «Враги». Таков в общих чертах путь, пройден­ ный тобольским театром со дня своего возникновения — с 1705 по 1917 год. Тобольский театр в XVIII и XIX вв. играл большую роль в культурной и об­ щественной жизни города. Благодаря передовым людям своего времени театр пробуждал общественную мысль, знако­ мил зрителей с лучшими произведения­ ми отечественной и иностранной драма­ тургии. Несмотря на прогрессивную роль то­ больского театра в истории театральной культуры Сибири, подлинный её рас­ цвет наступил лишь после Великой Ок­ тябрьской социалистической революции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2