Сибирские огни, 1956, № 1

«Сибирский листок» верно заметила, что «про Тобольскую «Народную аудито­ рию» можно с полным правом сказать, что она выстроена «миром», на мирские средства, как говорят в деревне»1. Первый спектакль в «Народной ауди­ тории» состоялся 12 сентября. Шла ко­ медия А. Н. Островского «Свои люди — сочтёмся». Постановкой этой комедии театр взял курс на социально острую тематику. Но такое направление театра, повидимому, не понравилось официаль­ ным кругам города. Буквально четыре дня спустя в газете «Сибирский листок» появилась статья под заголовком «По поводу открытия «Народной аудитории». Автор этой статьи заявлял: «С будущим аудитории можно связывать различные предположения, но ни одно из них не должно выходить за пределы, так ска­ зать, культурно-исторического предназ­ начения её»2. Местные власти всячески стремились ограничить прогрессивные начинания те­ атра. Они сознавали, что театр распола­ гает средствами идейно-политического влияния на массы. Именно поэтому вла­ сти города чинили много препятствий ор­ ганизации пушкинского вечера. Как из­ вестно, пушкинские вечера по всей Рос­ сии прошли ещё в мае 1899 года, когда отмечалось 100-летие со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина. Прошли они в Тобольске, как и по всей России, в сугубо официальном сти­ ле. Из программ спектаклей и вечеров исключались свободолюбивые произведе­ ния поэта. Газета «Сибирский лисгок» была вынуждена признать, что для ши­ рокой популяризации произведений поэ­ та сделано пока очень мало. Огромная заслуга «Народной аудито­ рии» состояла в том, что она, несмотря на предостережения властей, осмелилась 26 сентября 1899 года организовать ве­ чер памяти поэта по своей программе, не похожей на официальные празд­ нества. Заслуживает внимания тот факт, что на пушкинском вечере в «Народной ау­ дитории» были поставлены два отрывка из знаменитой трагедии Пушкина «Бо­ рис Годунов». Это — сцены «В корчме» и «У фонтана». Успех пушкинского вечера был огром­ ный. В «Сибирском листке» был поме­ щён следующий отчёт о вечере: «Весь вечер сошёл удачно, с большим одушев­ лением и доставил публике большое удо­ вольствие. Аудитория была битком на­ бита, несмотря на то, что впускали пуб­ лику свыше числа мест, очень многим не удалось попасть на вечер, так как все билеты ещё в половине дня были разоб­ раны»3. С организацией пушкинского вечера 1 « С и б и р с к и й л и с т о к » . 1899, № 72. - Там же. 1899, № 73. -ч Там же. 1899. № 77. тесно связано выступление в печати вы­ дающегося украинского поэта-револю- ционера П. А. Грабовского, жившего в то время в Тобольске под негласным надзором полиции. В день спектакля в «Сибирском листке» была напечатана статья П. А. Грабовского «К пушкин­ скому вечеру в «Народной аудитории». Статья начиналась словами: «В настоя­ щем году вся Россия праздновала сто­ летний юбилей со дня рождения Пушки­ на. Сегодня пушкинский вечер устраи­ вается и у нас в Тобольске. Чем же был велик Пушкин?» Отвечая на этот во­ прос, Грабовский дал исключительно верную оценку творчества гениального русского поэта. Он писал: «Лирика Пушкина затрагивала в вас все лучшие струны сердца, будила в нём светлые человеческие чувства, мечтой влекла вас к небу, а взоры обращала на вопиющие аномалии жизни, скорбя и плача над людскими страданиями». Грабовский разоблачал клевету на Пушкина, как на поэта «чистого искус­ ства». Статья сделала своё дело. Не только удачно прошёл первый вечер, но он был повторен через неделю. В рецен­ зии на второй пушкинский вечер отме­ чалось: «Все номера вечера прошли с большим успехом, вызывая шумные и дружные одобрения присутствующих». «Народной аудитории» также принад­ лежала инициатива организации вечера памяти великого украинского поэта Т. Г. Шевченко. С постройкой «Народной аудитории» можно связывать и начало постановок на сцене тобольского театра русских классических пьес. В 18 9 9— 1900 годах в «Народной аудитории» были поставле­ ны пьесы А. Н. Островского «Бедность не порок», «Гроза», «Свадьба Кречин- ского» Сухово-Кобылина, «Власть тьмы» JI. Толстого, «Скупой рыцарь» Пушки­ на, а также водевили А. П. Чехова «Медведь», «Трагик поневоле». Однако внедрение на сцену передово­ го реалистического репертуара было в то время нелёгким делом. Тобольскому театру приходилось вести борьбу за пра­ во на постановку пьес русских писате- лей-классиков. Политика самодержавия в области театрального репертуара со­ стояла в том, чтобы всячески отвлекать народ от насущных общественных во­ просов, препятствовать его просвеще­ нию. Вот почему поощрялись постанов­ ки различных пошлых мещанских пьес, рассчитанных на удовлетворение интере­ сов отсталой части общества. Так, на­ пример, на сцене Тобольского театра по­ явились пьесы под названием: «Зять под надзором», «Дядя в хлопотах или кто на ком женится», «Шерлок Холмс в Тобольске». Но несмотря на все старания теат­ ральных цензоров преградить путь на сцену передовой русской драматургии, воспитывавшей у зрителя высокие и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2