Сибирские огни, 1956, № 1
«Сибирский листок» верно заметила, что «про Тобольскую «Народную аудито рию» можно с полным правом сказать, что она выстроена «миром», на мирские средства, как говорят в деревне»1. Первый спектакль в «Народной ауди тории» состоялся 12 сентября. Шла ко медия А. Н. Островского «Свои люди — сочтёмся». Постановкой этой комедии театр взял курс на социально острую тематику. Но такое направление театра, повидимому, не понравилось официаль ным кругам города. Буквально четыре дня спустя в газете «Сибирский листок» появилась статья под заголовком «По поводу открытия «Народной аудитории». Автор этой статьи заявлял: «С будущим аудитории можно связывать различные предположения, но ни одно из них не должно выходить за пределы, так ска зать, культурно-исторического предназ начения её»2. Местные власти всячески стремились ограничить прогрессивные начинания те атра. Они сознавали, что театр распола гает средствами идейно-политического влияния на массы. Именно поэтому вла сти города чинили много препятствий ор ганизации пушкинского вечера. Как из вестно, пушкинские вечера по всей Рос сии прошли ещё в мае 1899 года, когда отмечалось 100-летие со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина. Прошли они в Тобольске, как и по всей России, в сугубо официальном сти ле. Из программ спектаклей и вечеров исключались свободолюбивые произведе ния поэта. Газета «Сибирский лисгок» была вынуждена признать, что для ши рокой популяризации произведений поэ та сделано пока очень мало. Огромная заслуга «Народной аудито рии» состояла в том, что она, несмотря на предостережения властей, осмелилась 26 сентября 1899 года организовать ве чер памяти поэта по своей программе, не похожей на официальные празд нества. Заслуживает внимания тот факт, что на пушкинском вечере в «Народной ау дитории» были поставлены два отрывка из знаменитой трагедии Пушкина «Бо рис Годунов». Это — сцены «В корчме» и «У фонтана». Успех пушкинского вечера был огром ный. В «Сибирском листке» был поме щён следующий отчёт о вечере: «Весь вечер сошёл удачно, с большим одушев лением и доставил публике большое удо вольствие. Аудитория была битком на бита, несмотря на то, что впускали пуб лику свыше числа мест, очень многим не удалось попасть на вечер, так как все билеты ещё в половине дня были разоб раны»3. С организацией пушкинского вечера 1 « С и б и р с к и й л и с т о к » . 1899, № 72. - Там же. 1899, № 73. -ч Там же. 1899. № 77. тесно связано выступление в печати вы дающегося украинского поэта-револю- ционера П. А. Грабовского, жившего в то время в Тобольске под негласным надзором полиции. В день спектакля в «Сибирском листке» была напечатана статья П. А. Грабовского «К пушкин скому вечеру в «Народной аудитории». Статья начиналась словами: «В настоя щем году вся Россия праздновала сто летний юбилей со дня рождения Пушки на. Сегодня пушкинский вечер устраи вается и у нас в Тобольске. Чем же был велик Пушкин?» Отвечая на этот во прос, Грабовский дал исключительно верную оценку творчества гениального русского поэта. Он писал: «Лирика Пушкина затрагивала в вас все лучшие струны сердца, будила в нём светлые человеческие чувства, мечтой влекла вас к небу, а взоры обращала на вопиющие аномалии жизни, скорбя и плача над людскими страданиями». Грабовский разоблачал клевету на Пушкина, как на поэта «чистого искус ства». Статья сделала своё дело. Не только удачно прошёл первый вечер, но он был повторен через неделю. В рецен зии на второй пушкинский вечер отме чалось: «Все номера вечера прошли с большим успехом, вызывая шумные и дружные одобрения присутствующих». «Народной аудитории» также принад лежала инициатива организации вечера памяти великого украинского поэта Т. Г. Шевченко. С постройкой «Народной аудитории» можно связывать и начало постановок на сцене тобольского театра русских классических пьес. В 18 9 9— 1900 годах в «Народной аудитории» были поставле ны пьесы А. Н. Островского «Бедность не порок», «Гроза», «Свадьба Кречин- ского» Сухово-Кобылина, «Власть тьмы» JI. Толстого, «Скупой рыцарь» Пушки на, а также водевили А. П. Чехова «Медведь», «Трагик поневоле». Однако внедрение на сцену передово го реалистического репертуара было в то время нелёгким делом. Тобольскому театру приходилось вести борьбу за пра во на постановку пьес русских писате- лей-классиков. Политика самодержавия в области театрального репертуара со стояла в том, чтобы всячески отвлекать народ от насущных общественных во просов, препятствовать его просвеще нию. Вот почему поощрялись постанов ки различных пошлых мещанских пьес, рассчитанных на удовлетворение интере сов отсталой части общества. Так, на пример, на сцене Тобольского театра по явились пьесы под названием: «Зять под надзором», «Дядя в хлопотах или кто на ком женится», «Шерлок Холмс в Тобольске». Но несмотря на все старания теат ральных цензоров преградить путь на сцену передовой русской драматургии, воспитывавшей у зрителя высокие и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2