Сибирские огни, 1956, № 1

назии открылись инструментальные и вокальные концерты. Помимо классиче­ ских произведений русской и западной музыки в программу концерта включа­ лись новые сочинения самого Алябье­ ва, в частности, в Тобольске впервые был исполнен его знаменитый «Соло­ вей». Духовой и симфонические оркестры, созданные композитором, существовали в Тобольске длительное время. Поэт П. Ершов в одном письме из Тобольска сообщал своему другу: «Каждую среду хожу в здешний оркестр, состоящий из 60 человек, учеников Алябьева, которы­ ми нынче дирижирует Волицкий. Игра­ ют большею частью увертюры новейших опер и концерты». Автор сказки «Конёк-горбунок» П. П. Ершов также много потрудился на теат­ ральном поприще. В конце 30-х годов XIX века П. Ершов усиленно занимается устройством спектаклей в местной гим­ назии. Будучи преподавателем словесно­ сти, он поставил на гимназической сцене комедию Фонвизина «Недоросль», а так­ же свою собственную пьесу о великом русском полководце А. В. Суворове: «Суворов и станционный смотритель». О качестве театральных постановок, об одарённости актёров-любителей из числа учеников гимназии можно судить по следующему письму П. Ершова: «На маслянице я тешился в театре, — пи­ шет он в Петербург в феврале 1838 г., — да, в театре, который мы (т. е. учи­ теля гимназии) построили на свой счёт в зале гимназии, чтобы доставить раз­ влечение ученикам и потешить собствен­ ную охотку. Играли все ученики гимна­ зии, а чтоб сказать тебе, что они не дур­ но знали своё дело, то напишу, что ре­ жиссёром их был я. Но шутки в сторо­ ну. Театр-наш шёл славно, говоря и не о Тобольске. Обширная сцена, хорошие декорации, отличное (восковое) освеще­ ние, увертюры из лучших опер в антрак­ те, разыгрываемые полным оркестром, и, наконец, славные костюмы (особенно в волшебной пьесе «Прекрасный принц»), всё это сделало спектакль хоть куда! Всего было три представления (по пяти пьес, в одном действии каждая): первое только для учителей гимназии, а два последних для всей публики; из них в одном было до 400 человек, а в дру­ гом столько, что едва вмещала зала. Знай наших! И скажу тебе ещё: один из игравших учеников — если б дать ему надлежащее сценическое воспитание — был бы из первых актёров и на вашей сцене. Чудо! Каждое его слово, каждый жест, каждое движение лица было коми­ ческим в высшей степени. С самого по­ явления его на сцену до выхода руко­ плескания не умолкали»1. 1 С. Н. Замахов и Г. А. Цветаев. « И с т о ­ р и ч е с к а я з а п и с к а о Т о б о л ь с к о й г и м н а з и и » . Тобольск, стр. 165—166. Много способствовал развитию теат­ рального искусства в Тобольске ближай­ ший друг П. Ершова художник-демократ, воспитанник декабристов, М. С. Знамен­ ский. В недавно вышедшей в Тюмени книге П. И. Рощевского мы находим та­ кую характеристику Знаменского: «Твор­ ческая деятельность М. С. Знаменского не ограничивалась областью карикату­ ры. Он хорошо знал литературу. Люби­ мым его писателем был А. Н. Остров­ ский, типы комедий которого художник использовал для подчёркивания глубины безобразий провинциальной жизни. Об­ ладая артистическим талантом, Знамен­ ский принимал участие в Тобольском драматическом обществе. На сцене он неоднократно выступал в комедиях Ост­ ровского и, по отзывам современников, его естественная и обдуманная игра со­ ставила бы честь любому солидному те­ атру»1. Велики были заслуги М. С. Знамен ского в деле развития театральной само­ деятельности. Недаром на его могилу был возложен венок с надписью: «Арти- сту-любителю и художнику от тоболь­ ского драматического общества». Девяностые годы XIX века характер­ ны для Тобольска развитием театраль­ ной самодеятельности. Из среды арти- стов-любителей выделились талантливые исполнители. На страницах журнала «Театрал» начинают появляться рецен­ зии о любительских спектаклях в То­ больске. Так, например, в одной рецен­ зии мы читаем: «Среди любителей есты личности, не лишённые таланта, но за­ метно отсутствие опытного руководите­ ля. Некоторые спектакли проходят не дурно. В текущем сезоне их было всего два: 26 сентября шёл «Лес» А. Н. Ост­ ровского, 30 декабря — «Свои люди — сочтёмся». Подхалюзина играл К. С. До- линский. Артист-любитель чувствует се­ бя на сцене свободно, наружность сце­ ническая, голос приятный, дикция от­ чётливая... В. В. Соколов прилично ис­ полнял роль Большова. В. П. Густылёв и А. Г. Ермолаева обладают задатками, при которых можно бы было выработать- из них хороших артистов под руковод­ ством знатока дела»2. Но отдельные любительские спектак­ ли не могли удовлетворять огромного ин­ тереса народа к театру. Вот почему в девяностые годы среди интеллигенции' • возникает мысль о постройке нового зда­ ния театра. Однако местные власти ока­ зались равнодушными к такому начина­ нию. В течение трёх лет пришлось соби­ рать средства на постройку нового зда­ ния театра, и только 8 сентября 1899' гола состоялось торжественное открытие «Народной аудитории». Местная газета ! П. И. Рощевский. « В о с п и т а н н и к д е ­ к а б р и с т о в х у д о ж н и к М. С. З н а ­ м е н с к и й » . Тюмень. 1954, стр. 139. 2 « Т е а т р а л » . 1895, № 6, стр. 81.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2