Сибирские огни, 1956, № 1
назии открылись инструментальные и вокальные концерты. Помимо классиче ских произведений русской и западной музыки в программу концерта включа лись новые сочинения самого Алябье ва, в частности, в Тобольске впервые был исполнен его знаменитый «Соло вей». Духовой и симфонические оркестры, созданные композитором, существовали в Тобольске длительное время. Поэт П. Ершов в одном письме из Тобольска сообщал своему другу: «Каждую среду хожу в здешний оркестр, состоящий из 60 человек, учеников Алябьева, которы ми нынче дирижирует Волицкий. Игра ют большею частью увертюры новейших опер и концерты». Автор сказки «Конёк-горбунок» П. П. Ершов также много потрудился на теат ральном поприще. В конце 30-х годов XIX века П. Ершов усиленно занимается устройством спектаклей в местной гим назии. Будучи преподавателем словесно сти, он поставил на гимназической сцене комедию Фонвизина «Недоросль», а так же свою собственную пьесу о великом русском полководце А. В. Суворове: «Суворов и станционный смотритель». О качестве театральных постановок, об одарённости актёров-любителей из числа учеников гимназии можно судить по следующему письму П. Ершова: «На маслянице я тешился в театре, — пи шет он в Петербург в феврале 1838 г., — да, в театре, который мы (т. е. учи теля гимназии) построили на свой счёт в зале гимназии, чтобы доставить раз влечение ученикам и потешить собствен ную охотку. Играли все ученики гимна зии, а чтоб сказать тебе, что они не дур но знали своё дело, то напишу, что ре жиссёром их был я. Но шутки в сторо ну. Театр-наш шёл славно, говоря и не о Тобольске. Обширная сцена, хорошие декорации, отличное (восковое) освеще ние, увертюры из лучших опер в антрак те, разыгрываемые полным оркестром, и, наконец, славные костюмы (особенно в волшебной пьесе «Прекрасный принц»), всё это сделало спектакль хоть куда! Всего было три представления (по пяти пьес, в одном действии каждая): первое только для учителей гимназии, а два последних для всей публики; из них в одном было до 400 человек, а в дру гом столько, что едва вмещала зала. Знай наших! И скажу тебе ещё: один из игравших учеников — если б дать ему надлежащее сценическое воспитание — был бы из первых актёров и на вашей сцене. Чудо! Каждое его слово, каждый жест, каждое движение лица было коми ческим в высшей степени. С самого по явления его на сцену до выхода руко плескания не умолкали»1. 1 С. Н. Замахов и Г. А. Цветаев. « И с т о р и ч е с к а я з а п и с к а о Т о б о л ь с к о й г и м н а з и и » . Тобольск, стр. 165—166. Много способствовал развитию теат рального искусства в Тобольске ближай ший друг П. Ершова художник-демократ, воспитанник декабристов, М. С. Знамен ский. В недавно вышедшей в Тюмени книге П. И. Рощевского мы находим та кую характеристику Знаменского: «Твор ческая деятельность М. С. Знаменского не ограничивалась областью карикату ры. Он хорошо знал литературу. Люби мым его писателем был А. Н. Остров ский, типы комедий которого художник использовал для подчёркивания глубины безобразий провинциальной жизни. Об ладая артистическим талантом, Знамен ский принимал участие в Тобольском драматическом обществе. На сцене он неоднократно выступал в комедиях Ост ровского и, по отзывам современников, его естественная и обдуманная игра со ставила бы честь любому солидному те атру»1. Велики были заслуги М. С. Знамен ского в деле развития театральной само деятельности. Недаром на его могилу был возложен венок с надписью: «Арти- сту-любителю и художнику от тоболь ского драматического общества». Девяностые годы XIX века характер ны для Тобольска развитием театраль ной самодеятельности. Из среды арти- стов-любителей выделились талантливые исполнители. На страницах журнала «Театрал» начинают появляться рецен зии о любительских спектаклях в То больске. Так, например, в одной рецен зии мы читаем: «Среди любителей есты личности, не лишённые таланта, но за метно отсутствие опытного руководите ля. Некоторые спектакли проходят не дурно. В текущем сезоне их было всего два: 26 сентября шёл «Лес» А. Н. Ост ровского, 30 декабря — «Свои люди — сочтёмся». Подхалюзина играл К. С. До- линский. Артист-любитель чувствует се бя на сцене свободно, наружность сце ническая, голос приятный, дикция от чётливая... В. В. Соколов прилично ис полнял роль Большова. В. П. Густылёв и А. Г. Ермолаева обладают задатками, при которых можно бы было выработать- из них хороших артистов под руковод ством знатока дела»2. Но отдельные любительские спектак ли не могли удовлетворять огромного ин тереса народа к театру. Вот почему в девяностые годы среди интеллигенции' • возникает мысль о постройке нового зда ния театра. Однако местные власти ока зались равнодушными к такому начина нию. В течение трёх лет пришлось соби рать средства на постройку нового зда ния театра, и только 8 сентября 1899' гола состоялось торжественное открытие «Народной аудитории». Местная газета ! П. И. Рощевский. « В о с п и т а н н и к д е к а б р и с т о в х у д о ж н и к М. С. З н а м е н с к и й » . Тюмень. 1954, стр. 139. 2 « Т е а т р а л » . 1895, № 6, стр. 81.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2