Сибирские огни, 1956, № 1
И з п р о ш л о г о Я. МУГАШЕВ 250 лет Тобольского театра. В декабре минувшего года обществен ность города Тобольска отметила 250- летие со дня первых театральных пред ставлений в этом древнем сибирском го роде. Публичный театр в России возник во времена Петра I. Это было время, когда Россия шла быстрыми темпами по пути ликвидации своей экономической и куль турной отсталости. Пётр I в 1702 году решил построить в Москве, на Красной площади, специ альное здание театра — «комедиального анбара», или «комедиальной храмины», как тогда говорили. К концу года «ко- медиальная храмина» была готова. Пётр I сделал театр доступным для всех «охотных смотрельщиков». Этим было положено начало русского публичного те атра. Несколькими годами ранее возник так называемый школьный театр при Мос ковской славяно-греко-латинской акаде мии. Первая пьеса религиозного содер жания была поставлена в академии в 1701 году. По инициативе Петра I стали возникать театры и в провинции. История Тобольского театра также свя зана с его театральными начинаниями. Автор статьи «Семинарский театр в ста рину в Тобольске» отмечал, что «театр в Сибири существует со времён Петра Великого»1. Как видно из летописных источников, на которые ссылается тот же авгор, спектакли силами учеников Тобольской славяно-русской школы устраивались на открытом воздухе, на горе — неподалё ку от здания собора. Летописи связыва ют начало первых театральных представ лений в Тобольске с 8 мая 1705 года. Впоследствии ученики славяно-рус ской школы ставили спектакли и на ба зарных площадях, а в репертуаре прои зошли большие изменения: религиозные произведения уступили место светским. Недостаточное количество архивных ма териалов не даёт возможности нарисо вать полную картину развития Тоболь ского театра за восемнадцатое столетие. Ясно только одно, что к концу XVII! ве ка в Тобольске имелся уже профессио- 17 ппЧ т е НоИя в о б щ е с т в е и е т о р и и... 1780, кн. 2, стр. 20. иальный театр и здание театра. Проез жавший к месту ссылки русский писа тель-революционер А. Н. Радищев ви дел зимой 1790— 1791 гг. на сцене То больского театра комическую оперу Аб- лесимова «Мельник-колдун, обманщик и сват». В архивных документах значатся так же сведения о постройке в 1796— 1797 гг. нового здания театра, имевше го постоянную труппу, организованную антрепренёром Ишимовым. Труппа на считывала 16 человек актёров — 12 мужчин и 4 женщины. Имелся и оркестр из девяти человек. Актёры получали жа лование. Всё это даёт основание говорить о том, что в Тобольске к концу XVIII века окончательно сложился постоянный те атр. Начало XIX века в России было зна менательно в том отношении, что рус ская литература встала на путь реализ ма, и тем самым были созданы предпо сылки для развития реализма и в теат ральном искусстве. «Борис Годунов» Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя — вот драматические произведения, которым суждено было проложить путь реализма на сцене. Для дальнейшего развития театраль ного искусства много сделали в то время сосланные в Тобольск декабристы. Про живавший в Тобольске декабрист П. М. Свистунов был музыкально образован ным человеком, он принимал деятельное участие во всех тобольских концертах, а по понедельникам устраивал у себя в доме музыкальные вечера. Другой де кабрист А. М. Муравьёв также устраи вал в своём доме театральные представ ления. Друг декабристов композитор А. Аля бьев в начале 1828 г. был выслан цар ским правительством в свой родной го род Тобольск, в котором он прожил три года. Живя в Тобольске, композитор де лал много для развития музыкальных театральных представлений. В целях пропаганды классической музыки он ис пользовал публичные балы, званые вече ра, организовал большой казачий ор кестр. С 20 января 1829 года под руковод ством А. Алябьева в зале местной гим
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2