Сибирские огни, 1956, № 1

И з п р о ш л о г о Я. МУГАШЕВ 250 лет Тобольского театра. В декабре минувшего года обществен­ ность города Тобольска отметила 250- летие со дня первых театральных пред­ ставлений в этом древнем сибирском го­ роде. Публичный театр в России возник во времена Петра I. Это было время, когда Россия шла быстрыми темпами по пути ликвидации своей экономической и куль­ турной отсталости. Пётр I в 1702 году решил построить в Москве, на Красной площади, специ­ альное здание театра — «комедиального анбара», или «комедиальной храмины», как тогда говорили. К концу года «ко- медиальная храмина» была готова. Пётр I сделал театр доступным для всех «охотных смотрельщиков». Этим было положено начало русского публичного те­ атра. Несколькими годами ранее возник так называемый школьный театр при Мос­ ковской славяно-греко-латинской акаде­ мии. Первая пьеса религиозного содер­ жания была поставлена в академии в 1701 году. По инициативе Петра I стали возникать театры и в провинции. История Тобольского театра также свя­ зана с его театральными начинаниями. Автор статьи «Семинарский театр в ста­ рину в Тобольске» отмечал, что «театр в Сибири существует со времён Петра Великого»1. Как видно из летописных источников, на которые ссылается тот же авгор, спектакли силами учеников Тобольской славяно-русской школы устраивались на открытом воздухе, на горе — неподалё­ ку от здания собора. Летописи связыва­ ют начало первых театральных представ­ лений в Тобольске с 8 мая 1705 года. Впоследствии ученики славяно-рус­ ской школы ставили спектакли и на ба­ зарных площадях, а в репертуаре прои­ зошли большие изменения: религиозные произведения уступили место светским. Недостаточное количество архивных ма­ териалов не даёт возможности нарисо­ вать полную картину развития Тоболь­ ского театра за восемнадцатое столетие. Ясно только одно, что к концу XVII! ве­ ка в Тобольске имелся уже профессио- 17 ппЧ т е НоИя в о б щ е с т в е и е т о р и и... 1780, кн. 2, стр. 20. иальный театр и здание театра. Проез жавший к месту ссылки русский писа­ тель-революционер А. Н. Радищев ви­ дел зимой 1790— 1791 гг. на сцене То­ больского театра комическую оперу Аб- лесимова «Мельник-колдун, обманщик и сват». В архивных документах значатся так­ же сведения о постройке в 1796— 1797 гг. нового здания театра, имевше­ го постоянную труппу, организованную антрепренёром Ишимовым. Труппа на­ считывала 16 человек актёров — 12 мужчин и 4 женщины. Имелся и оркестр из девяти человек. Актёры получали жа­ лование. Всё это даёт основание говорить о том, что в Тобольске к концу XVIII века окончательно сложился постоянный те­ атр. Начало XIX века в России было зна­ менательно в том отношении, что рус­ ская литература встала на путь реализ­ ма, и тем самым были созданы предпо­ сылки для развития реализма и в теат­ ральном искусстве. «Борис Годунов» Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя — вот драматические произведения, которым суждено было проложить путь реализма на сцене. Для дальнейшего развития театраль­ ного искусства много сделали в то время сосланные в Тобольск декабристы. Про­ живавший в Тобольске декабрист П. М. Свистунов был музыкально образован­ ным человеком, он принимал деятельное участие во всех тобольских концертах, а по понедельникам устраивал у себя в доме музыкальные вечера. Другой де­ кабрист А. М. Муравьёв также устраи­ вал в своём доме театральные представ­ ления. Друг декабристов композитор А. Аля­ бьев в начале 1828 г. был выслан цар­ ским правительством в свой родной го­ род Тобольск, в котором он прожил три года. Живя в Тобольске, композитор де­ лал много для развития музыкальных театральных представлений. В целях пропаганды классической музыки он ис­ пользовал публичные балы, званые вече­ ра, организовал большой казачий ор­ кестр. С 20 января 1829 года под руковод­ ством А. Алябьева в зале местной гим­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2