Сибирские огни, 1956, № 1
нища для занавеса. Свои острожные ху дожники — маляр Бем из Варшавы, Иосиф Богуславский и Шимон Токар- жевский разрисовали этот занавес мас ляными красками. Тут были: пруд, не пременная беседка, звёздное небо... Токаржевский вспоминает, что и на декорациях острожные художники на рисовали пейзажи. На старых заплатан ных холстах возникали деревья, цвету щие луга, журчащий ручей — всё то, че го были лишены запертые в стенах острога люди, всё то, о чём они могли только мечтать. Спектакль в остроге начался комеди ей «Филатка и Мирошка — соперники». На сцене появились расторопный, «себе на уме» мужичок Филатка и дуракова тый «благодетельный» помещик, обла чённый в поношенный мундир, пожерт вованный кем-то из офицеров. Эта пьеса с успехом шла и в столич ных театрах. В роли Филатки выступал Мартынов — замечательный актёр. На острожной сцене Филатку играл арестант Баклушин. И острожный Фи латка. по оценке Достоевского, был луч ше московских и петербургских. «В сравнении с ним они были пейзане, а не настоящие мужики». В арестанте Бак лушине Достоевский-режиссёр разгля дел «прирождённого актёра с большим талантом». С горячим участием, даже с некоторой режиссёрской гордостью он наблюдал, как Баклушин вдумывается в каждое своё движение, каждую фразу, «каждому слову, жесту придаёт смысл, значение». А зритель? Достоевского эти острож ные зрители интересовали не меньше, чем актёры. Он видел такую чистую, детскую радость и удовольствие на из борождённых клеймами лицах, что сам поддавался,общему настроению острож ного зрительного зала. «...Представьте острог, кандалы, нево лю, долгие грустные годы впереди, жизнь однообразную, как водяная ка пель в хмурый, осенний день, и вдруг всем этим пригнетённым и заключён ным позволили на часок развернуться, повеселиться, забыть тяжёлый сон, устроить целый театр». Это был настоящий праздник народ ного искусства, невиданный не только в остроге, но и вообще в Омске. И вот этот хороший светлый празд ник в одно мгновение смял, растоптал пьяный плац-майор Кривцов, по свиде тельству Достоевского, —■«каналья, ка ких мало, мелкий варвар, сутяга, пьяница». У Достоевского описания этого эпизо да нет, но Токаржевский в своих воспо минаниях достаточно выразительно на рисовал финал острожного спектакля. «...Оркестр умолк. Артисты стали убе гать. Музыканты прятали за спины свои инструменты... А он, в расстёгнутом мун дире, без пальто, без шапки, без перча ток и совершенно пьяный, разъярённым, рыкающим голосом выкрикивал: — Что здесь творится... спрашиваю? Устраивают театральное представле- ниё... Ефрейтор! Солдаты! Гей, розог! Скорее розог!» Это отвратительное вторжение пьяно го Кривцова символично. Так беспощад но русский царизм втаптывал в грязь, уродовал всё светлое, талантливое. «Сколько сил и таланту погибает у нас на Руси, иногда почти даром, в не воле, в тяжкой доле», — с горечью вос клицает Достоевский, описывая это те атральное представление в каземате Омского острога. В самые тяжёлые дни каторги Досто евский копил впечатления, делал бег лые записи наблюдений, «вынашивал» будущее произведение. В каторжном ка земате время, как писал он брату, «не было потеряно даром». В Омском остро ге — «мёртвом доме» — у писателя со зревала правдивая, страстная книга об угнетённом народе. Несмотря на все заблуждения Досто евского, несмотря на то, что он перешёл в лагерь врагов революционной демокра тии, его книга воспринималась совре менниками — теми же революционными демократами, — как гневное обличение гнусной российской действительности. Многословные рассуждения Достоевско го о покорности судьбе и непротивлении оставались мёртвыми («Серенько, жид ко, скользко», — по меткому определе нию Щедрина), а страницы, повествую щие о настоящей жизни, о людях из на рода, о народных тяготах горячо жили и, независимо от воли автора, звали к борьбе. Не случайно русская демократическая молодёжь, те самые «ярые вольнодум цы» — шестидесятники, которых осуж дал Достоевский, на публичных чтениях «Записок из мёртвого дома» встречали писателя демонстративными овациями, как автора книги, враждебной всей си стеме полицейского государства. В остроге перед Достоевским рас крылись страницы народной жизни, ду ша народа, щедрая и могучая. «...Сколько я вынес из каторги на родных типов, характеров! — писал До стоевский брату. — Если я узнал не Рос сию, то народ русский хорошо и так хо рошо, как, может быть, немногие знают его». Это письмо было написано 22 февра ля 1854 года, накануне отъезда Досто евского из Омска. В этом же письме он сообщал свой новый адрес: — «Семипа латинск, Сибирского линейного № 7-го батальона рядовому». Годы каторги сменялись для писателя солдатчиной.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2