Сибирские огни, 1956, № 1
словицы, поговорки, сочный говор ка торги в свою «Сибирскую тетрадь» — спутницу годов изгнания. Арестованным не разрешалось иметь письменные принадлежности, и густо исписанная, разрисованная диковинны ми фигурками самодельная тетрадка — в одну восьмую листа — хранилась у добродушного толстого госпитального фельдшера. Многие страницы «Записок из мёрт вого •дома» посвящены омскому госпи талю. И хотя доктор Троицкий брал к себе Достоевского в госпиталь «отдохнуть», присылал ему книги, газеты и «чай со своего стола», но госпитальная жизнь была лишь «вариацией арестантского житья-бытья». Госпитальная палата — та же смрад ная, тесная камера, только к запаху че ловеческих испарений тут прибавлялся едкий, вяжущий запах лекарств и крови. В одной палате содержались чахоточ ные, цынготные, трахомные, сифилити ки, даже душевнобольные. Сюда же до ставлялись арестанты после экзекуции — искалеченные, изуродованные шпиц рутенами, плетьми. Кандалы по законо положению не снимались даже с уми рающих. И не во власти врачей было от менить все эти ненужные жестокости, хотя большинство медиков омского гос питаля, по отзывам Достоевского и дру гих заключённых, всячески старались облегчить участь своих пациентов. Окна госпиталя выходили на Скорбя- щенскую улицу. Узкая, кривая, изрытая глубокими ухабами, она, казалось, была застроена одними лишь нескончаемо длинными заборами. Деревянные домики пугливо прятались где-то в глубине дво ров. От одного только взгляда на эти заборы становилось тоскливо. Была эта улица названа Скорбящен- ской не только потому, что на ней воз двигли церквушку «скорбящей божьей матери». Медленно переступая закованными в кандалы ногами, тянулись по этой ули це партии арестантов, перегоняемых с Тобольского тракта в Омский острог. На этой же улице нередко слышались глу хая барабанная дробь и стоны истязуе мых. Плац перед госпиталем был ме стом, где проводились экзекуции — тут гоняли людей «сквозь строй». Некото рые под палками умирали. «Меня всегда удивляла,.— писал До стоевский, — необыкновенная стойкость в перенесении боли наказанными. Много я их перевидел, иногда уже слишком битых, и почти ни один из них не сто нал». В арестантской больничной палате, в этих неимоверных страданиях перед Достоевским раскрывалась «сила духа» людей из народа. * * * В Омске не было театра. Лишь изред ка бойкая барыня — супруга корпусно го квартирмейстера баронесса Сюрвель- гейм устраивала любительские спектак ли для благородного общества. На этих спектаклях омские дамы, одетые нимфа ми и грациями, показывали свои преле сти и туалеты в так называемых «жи вых картинах». Даже наивные омские девицы скучали на этих представлениях и перешёптывались о нарядах. Нет, не в гостиных мадам Сюрвельгейм омичи увидели первое театральное представле ние!.. Шивой родник театрального искус ства забил впервые в Омске в ка зематах острога. Да, да! Как это ни странно, в казематах Омской каторжной тюрьмы было поставлено первое теат ральное представление... Зимой 1852 года каторжане начали готовить к рождественским праздникам спектакль. Этот необычный острожный спектакль описан в «Записках из мёрт вого дома» и воспоминаниях польского политкаторжанина Шимона Токаржев- ского, отбывавшего каторгу в Омском остроге в одно время с Достоевским. Достоевский не рассказывает о своём участии в подготовке острожного теат рального представления, лишь мельком замечает о том, что некоторые арестан ты советовались с ним. Но Токаржевский в своих воспомина ниях пишет: «Импровизированными ар тистами в качестве режиссёра был при глашён писатель Фёдор Достоевский — для указания, как по театральному надо говорить и прочее». Каторга открылась перед Достоев- ским-режиссёром с неожиданно новой стороны. Она столкнула его с народны ми песельниками, музыкантами, актёра ми, открыла перед ним народное искус ство. «Честное слово — я до тех пор не имел понятия о том, что можно сделать из простых простонародных инструмен тов, — восхищается Достоевский игрой острожного оркестра, — в первый раз я понял тогда совершенно, что именно есть бесконечно разгульного и удалого в разгульных и удалых русских плясовых песнях». Удивляла Достоевского и сила воздей ствия искусства «на огрубевшие каторж ные души». В подготовке спектакля принимала участие вся каторга. В дни, когда острожные актёры репе тировали свои выступления, в казема тах не было ни «злокачественных ссор», ни ругани, ни воровства. После изнурительных каторжных «уроков» артисты-любители из арестан тов разучивали роли, мастерили костю мы, из старых рубах и онуч шили полот
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2