Сибирские огни, 1956, № 1
* * * Достоевский пробыл в омских казема тах четыре года. Князь Горчаков, бывший в то время генерал-губернатором Западной Сибири, не пожелал облегчить участи писателя. В Омском остроге Достоевский испытал всю тяжесть каторжной жизни. «Жили мы в куче, все вместе в од ной казарме,— писал Достоевский бра ту. — Вообрази себе старое, ветхое де ревянное здание, которое давно уже по ложено сломать и которое уже не может служить. Летом духота нетерпимая, зи мою холод невыносимый. Все полы про гнили. Пол грязен на вершок, можно скользить и падать. Маленькие окна за индевели так, что в целый день почти нельзя читать. На стёклах на вершок льду. С потолка капель — всё сквозное. Нас как сельдей в бочонке. Затопят ше стью поленами печку, тепла нет (в ком нате лёд едва оттаивал), а угар нестерпи мый, и так всю зиму. Спали мы на го лых нарах, позволялась одна подушка. Укрывались коротенькими полушубками, и ноги всегда всю ночь голые. Всю ночь дрогнешь. Блох, вшей и тараканов чет вериками. Зимою мы одеты в полушуб ках, часто сквернейших, которые почти не греют, а на ногах сапоги с коротень кими голяшками — изволь ходить по морозу». По утрам по унылым омским улицам тянулись вереницы людей, закованных в кольчатые кандалы — «мелкозван». Среди них был Достоевский. Вместе с другими арестантами он ходил выпол нять «каторжные уроки» — разбирал старые, прогнившие баржи, вмёрзшие в иртышские льды, переносил кирпичи для постройки казарм, рыл котлованы, вертел огромное тяжёлое точильное ко лесо в инженерных мастерских, обжигал алебастр в старом сарае на пустынном берегу Оми. Обожжённый алебастр на кладывали в ящики и разбивали тяжёлы ми железными пестиками — колотуш ками. Но самой трудной и мучительной была для колодников работа, на которую их посылали только для того, чтобы не си дели «сложа руки», — бессмысленная, никому не нужная, не связанная с по лезным трудом затрата энергии. А та кие работы — только бы заставить лю дей выбиться из сил — нередко задава лись заключённым. «Если бы захотели вполне раздавить, уничтожить человека, наказать его га- мым ужасным наказанием, так что са мый страшный убийца содрогнудся бы от этого наказания и пугался его зара нее,— то стоило только придать работе характер совершенной, полнейшей бес полезности и бессмыслицы»,— писал До стоевский. Летом арестантов — черноробов, тех, что не знали ремесла, отправляли под усиленным конвоем за город на кирпич ный завод. В голове колонны, по бокам и сзади выстраивались солдаты с заря женными винтовками, примкнутыми штыками. Завод стоял на берегу Иртыша, в че тырёх верстах от крепости. Работа на нс'м считалась самой трудной. Но Досто евский, да и все арестанты охотно ходи ли на эту работу, «потому что завод сто ял за пределами города на открытом, вольном месте». Вместе с другими каторжанами Досто евский копал глину на Иртышских кру тоярах, перетаскивал её к глиномятной яме, месил закованными в кандалы но гами скользкую, красноватую массу, ле пил кирпичи для будущих омских ка зарм и канцелярий (двести кирпичей на до было сделать за один «урок») и в ко роткие передышки жадно вглядывался в могучую реку, в степь, лежавшую на другом берегу, ловил там признаки иной, вольной жизни — одинокий дымок кост ра, острый конус юрты, полёт незнако мой птицы. Ему даже казалось, что ов слышал обрывки далёкой степной ка захской песни. Степь бескрайним простором омывала город, приткнувшийся у стыка двух рек — полноводного, бурливого Иртыша и тихой, словно уснувшей Оми. В пролётах городских улиц виднелись или водяные ленты рек, или неоглядная равнина: зимой — затянутая чистой це льной снегов, изборождённая синими ле тучими тенями; летом — поросшая по лынью, донником, бойко скачущими пе рекати-поле, тоскливо однообразная, унылая и всё же прекрасная в своей мо гучей шири. «Смотришь, бывало, в этот необъят ный, пустынный простор, точно заклю чённый из окна своей тюрьмы на сво боду. Всё тут было для меня дорого и мило». В омских салонах и канцеляриях, в убогих хижинах простого люда, в тю ремных застенках о степи говорили, как о живом существе. Степь пугала чи новный Омск и манила, звала подне вольных его обитателей — солдат, ка торжан. Иртышские просторы, хоть и на ко роткое время, отвлекали Достоевского от страшного острожного бытия. Не случайно в «Записках из мёртвого дома» он так часто обращается к Ирты шу, к степи. В этой книге живёт и суро вый зимний пейзаж скованного льдом Иртыша, и заснежённая степь в туск лое непогодье и в ясные дни, пронизан ные холодным синеватым сиянием сне гов, и'та же степь, но в весеннем мареве или в горячем дыхании лета. «Я поэтому так часто говорю об этом береге, что единственно с него был виден мир божий, чистые, ясные дали, незаселённые, вольные степи», — писал Достоевский.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2