Сибирские огни, 1956, № 1
нов, которые ходят по наклонному мосту к вершине домны и возвращаются в под- бункерное отделение. Пока вагоновесы набирают шихту, скипы поднимают на колошники кокс. В течение минуты ва гон разгружается и снова отправляется в обход бункеров. Автоматизация вагоновесов — творче ство Гурьянова и его товарищей, элек триков цеха. Они использовали много кратно испытанную и проверенную ап паратуру, но добавили к ней разум всей системы — счётно-решающее устрой ство: реверсивный контроллер. Гурьянов сконструировал также электровоздуш- ные пневматические распределители для подъёма затворов, сцепления, торможе ния вагона. О самом главном в автоматике Гурья нов говорит так: — Это культура! Автоматизация ваго новесов потянула за собой постоянство в загрузке бункеров, Качество загрузки. Она потребует и других усовершенство ваний технологии. Потребуется обяза тельно ровный, кусковой агломерат. И нам есть ещё над чем поработать: бу дем автоматизировать всю домну! Гурьянов говорит об этом убеждённо. Да, он много думал. У него есть расчё ты. Следующим .этапом будет автомати зация воздухонагревателей. Они до сих пор работают по вкусу газовщиков и ма стеров. Одному нужен воздух погорячее, другому — не очень горячий. На треть ей очереди — автоматизация воздухо дувки. — Это наша мечта, — сказал в за ключение Василий Григорьевич и реши тельно подчеркнул: — мечта реальная! Мы её осуществим. Без мечты, знаете, скучно жить. Автоматы, действительно, работают без выдумок. А я без выдум ки жить не могу... 4. ХОРОШО ДЕЛАТЬ— ХОРОШО ЖИТЬ! Говоря о кузнецких сталеварах, пер вым среди многих знатных мастеров сле дует назвать старшего мастера марте новского цеха Михаила Моисеевича При валова. Привалов — сибиряк. Более двадцати лет назад он приехал на Кузнецкую стройку, учился в ФЗУ вместе с Гурья новым, потом пошёл в техникум, стал сталеваром. Видный металлург, новатор, лауреат Сталинской премии, Михаил Моисеевич занят также большими об щественными и государственными дела ми. Он — член ЦК профсоюза металлур гов, депутат Верховного Совета СССР. Сталевары Магнитки хорошо знают Привалова, как одного из своих сильных соперников в традиционном соревнова нии магнитогорцев и кузнечан. Метал лургам страны известны его книги о скоростных плавках, о работе без брака, о скором ремонте печей. Помнят Прива лова и в странах народной демократии, где он был желанным гостем и помо гал нашим друзьям. На заводах Чехословакии он проводил показательные скоростные плавки, пере давая свой опыт, показывал разработан ный им способ скоростного горячего ре монта подин в печах. На чешских заво дах создавались тогда «приваловские школы». А в 1954 году в Вене, на III Всемирном конгрессе профсоюзов- друзья из Чехословакии подарили При валову его первую книгу — «Больше стали отличного качества» на чешском языке. Бывал Михаил Моисеевич в Анг лии и во Франции... Рабочее место сталеваров — особен ное. Оно всегда озарено сверканием рас плавленного металла. Умные, сильные машины выполняют тяжёлую работу. Руки могучих завалочных машин по хожи на длинноствольные пушки. Они легко поднимают с кареток вагончики- мульцы, полные руды, известняка или- скрапа, всовывают в окна печей, опро кидывают и выхватывают обратно — иной раз в раскалённом виде. Порталь ные краны разносят громадные ковши жидкого чугуна... Мартеновские цехи полны звуков: тре ска контактов автоматики на завалочных машинах, серебристых трелей звонков, свиста сирен, лязга буферов, паровоз ных гудков... Сталевары в этой необычной для не искушённого человека обстановке ка жутся волшебниками. Таким выглядел и мастер Привалов. От него словно тяну лись во все стороны невидимые нити управления. Удивительно ловко он пере двигался среди снующих машин, указы вал, повелевал... Приваловская школа скоростного ре монта печей — передовая в стране. Он сократил продолжительность ремонта да 5,7 процента календарного времени; ре монт подин составляет всего 0 ,72 про цента времени. Это — рекорд. Простои печей в блоке мастера вдвое короче, чем на заводах Челябинском, Макеевском, Закавказском. Михаил Моисеевич рассказывает: — Когда-то ремонт печей занимал у нас каждый седьмой день. Теперь это кажется варварством. Ведь каждый про цент в нашем деле — тысячи и тысячи тонн стали! Как мы сокращали время ремонта? Думали, прикидывали... Нас учили: при горячем ремонте пода нужно набрасывать магнезит тонкими слоями и прогревать в несколько приёмов. Но это долго! Мы начали понемногу утолщать слои магнезита, а теперь насыпаем его толстым слоем и прогреваем два раза. Приваривается слой магнезита к поду ровно и прочно, аварий мы не знаем. Приваловские методы скоростного ста
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2