Сибирские огни, 1956, № 1

дутья допотопные и так далее... Говорит он это нам дружески, а каково нам это слушать! Конечно, все его упрёки пра­ вильные, а всё равно стыдно. Стыдно. Ясно вам? Вот какие у нас дела... Ну, мы ещё повоюем... — Лука Тарасович, — обратился я к мастеру. — Но ведь у вас, говорят, авто­ матика такая, что и на других заводах нет. — Это верно, — отозвался Гераси­ мов. — Вы насчёт автоматики Гурьянова расспросите. Он одержимый в этом де­ ле. Энтузиаст! Ведь что задумал: домну без людей! Полная механизация. Сидит в стеклянной будке сменный инженер и смотрит на приборы. Понимаете? 3 . „ Б Е З М Е Ч ТЫ —СКУЧ I I 0 “ Гурьянов оказался неподалёку — у входа в корпус. Он стоял на помосте и, запрокинув голову, пристально смотрел на вершину домны. Потом порывисто обернулся, быстрым движением сжал мою руку и попросил: — Одну минутку! Закончив какое-то своё наблюдение, он заговорил, сразу выказав горячность: — Смотрите! Ведь работает почти са­ мостоятельно — остались в смене, кроме мастера, один газовщик и горновые. Уве­ рен, домна должна работать одна, авто­ матически! Здесь главное — точность во всём: в секундах, в пропорциях, в наборе шихты. Одним словом — химия. Вы бы­ вали в подбункерных других печей? По­ интересуйтесь, как работает машинист на вагоновесах. За три минуты он дол­ жен набрать в разных бункерах два­ дцать пять тонн шихты, затем в одну ми­ нуту ссыпать её в скипы и снова вести вагон по узкому коридору среди бунке­ ров. В считанные секунды он набирает шихту по заданной программе: столько-' то агломерата, руды, скрапа... Никакой выдержки, никакой закалки, никаких са­ мых неистощимых сил не хватит живо­ му человеку, чтобы работать безошибоч­ но с точностью автомата... Видно было, что Гурьянов действи­ тельно одержим идеей максимальной за­ мены рабочих рук автоматикой, что его по-настоящему глубоко волнует это дело. — А сколько раз бывало: одно забу­ дет машинист, другое возьмёт дважды, и вдруг начинает разогреваться печь! Или начинает холодать. Или образовалась в печи канальность, когда газы не прони­ кают сквозь массу шихты, а пробились в одном месте. Или подвисание шихты... Я не виню в этом машинистов. Я виню обстоятельства. Да, мы автоматизирова­ ли вагоновесы. К нам приезжают смот­ реть их с других заводов, а потом при­ знаются: «Мы думали, что это у вас по­ ка мечта, а у вас дело!» Конечно, не сразу получилось... Не сразу, верно. И то, как пробивал­ ся к своей мечте Василий Григорьевич Гурьянов, как подтрунивали над ним ма­ ловеры — свои же товарищи, как к тому же случались неудачи,— обо всём этом можно было бы написать книгу. Были промахи в расчётах, другие ошибки. А ошибка на домне—это сотни и тысячи тонн недобора чугуна. Не раз эти ошибки обсуждались на собраниях, в партийном бюро. Изобретателю желали успехов и призывали к осторожности. Порой Гурьянову грозили немедленно выгнать его с работы за всяческие нару­ шения графика. Сравнительно недавно бывали здесь частенько такие сцены: Остановилась автоматика. В подбун- керное прибегает дежурный машинист, кричит Гурьянову с ходу: — Василий Григорьевич! Уровень за- сыпи в печи уходит! Мастер ругается. Сказал, чтобы я встал за рычаги. — Нет! Сейчас пойдёт... Через минуту бежит сам мастер. — Эй, Гурьянов! Дьявол упрямый! Уволь! Уволь к чёртовой матери свою автоматику! Пусть машинист встанет! — Не волнуйся, мастер. Пойдёт авто­ матика. Ещё через минуту появляется началь­ ник смены, за ним — заместитель на­ чальника цеха. Упрёки сыплются гра­ дом: — Опять мудришь! Печь задёргал! Запрещаю! Долго ты будешь мучить дом­ ну? Машинист, на площадку! Машинист неуверенно поднимается на высокую площадку вагоновесов, но в это время щёлкают как ни в чём не бывало контакты, вагон плавно трогается, вся система приходит в движение... Всё это было. А теперь кажется про­ стым и ясным. Система, в которой 26 машин, связана взаимно одной цепью. Механизмами командуют шомполы-зон- ды, опущенные сверху на шихту в печи. При заданном мастером уровне (напри­ мер, два метра) зонды подают команду в подбункерное, и всё приходит в движе­ ние. Как только уровень поднялся, си­ стема автоматически отключается. Вагоновесы вместо машиниста водит реверсивный магнитный контроллер, ко­ торый умеет считать по заданной про­ грамме. Например, вагон отправился к третьему бункеру за агломератом. Точ­ но у него останавливается. Реле выклю­ чает движущий мотор. Цилиндры вагоно­ весов поднимаются для сцепления с ба­ рабанным питателем бункера. За не­ сколько секунд в карман вагона ссы­ пается порция — семь тонн агломерата, стрелка на циферблате весов доходит до цифры 7, реле выключает набор и при­ водит в движение мотор. Вагон трогает­ ся с места. Так, за три минуты весы обходят де­ сять бункеров, набирают точно по зада­ нию 25 тонн шихты и возвращаются к месту остановки скипов — косых ваго­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2