Сибирские огни, 1955, № 6

Она — комсомолка, довольно одарённая девушка , способная чувствовать глубоко и тонко. Она даже пишет стихи и имеет конструкторский талант , разрабатывает ценное рационализаторское предложе­ ние, добросовестно и честно работает. Но в её сознании дремлет боязнь трудно­ стей , возникающих в процессе достиже­ ния нового, таится стремление к сохра­ нению покоя , рабское подчинение влия ­ нию матери. В результате «тихая» Нюся чувствует себя несчастной, оставшейся за бортом настоящей творческой жизни. Этот рассказ , точно передающий психо­ логию героини, — лучший в сборнике. Вынося строгий приговор всему амо­ ральному и недостойному советских лю­ дей, Н. Дементьев обычно оставляет за читателем право подумать, как сложится в дальнейшем жизнь того или иного ге­ роя , найдёт ли он в себе силы и муже­ ство преодолеть ошибки. Тихая Нюся бунтует против матери, но ещё неизвестно, сумеет ли она начать жить по-новому. Точно так ж е , разоблачая в рассказе «В стреча» Кирилла Петровича Лапшина, начальника Главка , постепенно перерож ­ дающегося в бюрократа и карьериста , писатель даёт такую концовку, из кото­ рой очевидно, что Кирилл Петрович серьёзно задумается теперь над своей жизнью и, возможно, откажется от стремления к маленькому счастьишку, которое делает человека обывателем . Проникнутые верой в лучшие каче­ ства советских людей, рассказы Н. Де­ ментьева просты по сюжету, интересны и увлекательны . В них много добротно­ го юмора, ярких деталей , написаны они хорошим, точным и образным языком . Н. Дементьев умеет тщательно отби­ рать нужные слова для речи своих ге­ роев, для изображ ения их поступков, внутренних переживаний. Речь каждого действующего лица индивидуализирова­ на и отражает его характер . Р асск а з «Сёстры» написан от лица Юльки, младшей сестры Таисии Тома- шевой. В этом своеобразном монологе автор удачно проявляет характер девоч­ ки-подростка, школьницы-пятикласслицы , говорящей с большими отступлениями от норм литературной речи, с наивной непосредственностью , даже с налётом не­ которой грубоватости, присущей детям переходного возраста. Правда , необходимо отметить, что об­ любованная Н. Дементьевым форма его рассказов — повествование от лица ге­ роя — не всегда оправдывает себя. Этот приём суж ает возможности автора и зо ­ бразить мир во всей его полноте и даж е вырабатывает у Н. Дементьева вредный для него стандарт. Т ак , например, моно­ лог Юльки в рассказе «Сёстры» — сам по себе хорошо написанный — в какой- то м ере воспринимается, как условность. Невольно возникает вопрос: кому, по ка­ кому поводу могла столь долго расска­ зывать пятиклассница. Гораздо естест­ веннее выглядит в таких случаях днев­ никовая форма, запись, сделанная без указания дат. В расска зе «Сёстры» эта форма всё- таки может быть оправдана как средство достичь наибольшей выразительности и художественности в характеристике Юльки при помощи разговорных рече­ вых интонаций, типичных для подрост­ ков. Но эта ж е форма в «Повести о люб­ ви» совсем не дала автору возможности показать психологический процесс, при­ ведший Виктора Ш аронова к очищению от скверны — от пьянства, хулиганства, ухарства , грубости, мальчишеского ж ела ­ ния «верховодить» и везде быть первым. Встречаются у Н. Дементьева, правда, нечасто, и небрежности в стиле. «У па­ радной стоял неуклюжий грузовик со снятым колесом. Ш офёр леж ал под ним на спине». Под чем леж ал шофёр? Под колесом? Имеются и литературные штампы (Юрий Павлович крикнул «ч у - ж и м м е т а л л и ч е с к и м голосом»). Стройность композиции рассказа автор нарушает иногда излишними длинно­ тами. У Н. Дементьева есть все основания писать только хорошо. В. Л о щ и л о в . РАССКАЗЫ И ОЧЕРКИ И. МАСЛОВА В Абакане не так часто издают прозу,, поэтому выход сборника рассказов и очерков Ильи Маслова вы зывает закон ­ ный интерес!. Первый рассказ «Б ол ьш ая жизнь» , давший название 'всему сборнику, по­ строен на очень острой ситуации. В го­ ды гражданской войны женщина теряет мужа и трёхлетнюю дочь Клаву . Муж действительно погиб, а К лава была спа­ сена. Проходит много лет. Случайно женщина встречается с одной скромной девушкой, живёт вместе с нею, привыка­ ет и вдруг обнаруживает: это её дочь. Занимательно! Но почему рассказ на­ зван «Б ол ьш ая жизнь» , понять трудно. О женщине по имени П арасковья Тимо­ феевна, кроме того, что она потеряла дочь и мужа, фактически мы в рассказе ничего не узнаём. Сообщается, правда,, что она участвовала в партизанском движении, что сейчас ведёт большую ад­ министративную и политическую работу, но об этом именно сообщается. Большой характер её, о котором мы можем толь­ ко догадываться , ни в чём конкретно не проявляется . Автор старательно опи­ сал её рабочий день, показал , что она 1 И. Маслов. Б о л ь ш а я ж и з н ь . Хакас­ ское книжное изд-вр, 1955. Редактор В. Ши- рягин.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2