Сибирские огни, 1955, № 6
письма от семьи, которую он считал по терянной. Запоминаются и литсотрудник капитан Левашов, заменивший в атаке убитого командира взвода, и метранпаж Иван Кузьмич, и даже второстепенные персонажи, такие, как шофёр Лёша Зай цев и Зина, самоотверженно, без отдыха ремонтирующие движок, чтобы не со рвался выпуск газеты в срок. Особенно тепло рассказывает Н. По- чивалин о Машеньке Черняковой. Образ этой девушки нарисован с любовью и нежностью. Её взаимоотношения с поэ том Евгением Грановичем, её тайная , не высказанная словами, но так неумело скры в аем а^ любовь к Сергею Прохоро ву, горе её, вызванное потерей отца на фронте , и доброе, честное её сердце — всё вместе взятое создаёт облик такой душевной силы и красоты, что искренно радуеш ься за Машеньку, когда к ней приходит, наконец, настоящее большое счастье . Это счастье приходит и к Сергею Про хорову, главному герою повести. Он вы зы вает у читателя тоже заслуженную симпатию. Скромный юноша, по близо рукости признанный «нестроевым», он всё-таки едет на фронт в качестве газет ного работника и проходит через все со бы тия не просто как наблюдатель, но я а к активный их участник. Н. Почивалин показывает, как мужа ют и закаляю тся в боевых условиях со ветские люди: ведь война «учит, воспи тывает , меняет». Мы расстаёмся с героями повести, благодарные автору за то, что он позна комил нас с дружным коллективом таких замечательных людей. Повесть «Юность» оставляет в целом очень ра достное, светлое ощущение. И всё-таки хотелось бы обратить вни мание автора на недостатки, которые не редко мешают ему достигать лучшего художественного эффекта. Чудесное свойство — лаконизм пове ствования! Но плохо, когда лаконизм пе реходит в скороговорку, когда о чём-то важном сообщается чрезмерно коротко, когда вместо чёткой, ясной картины на брасывается небрежный эскиз. У Н. По- чивалина , к сожалению, есть в повести места, лишённые необходимой глубины художественной разработки . Автор скользит по поверхности некоторых со бытий, мимоходом информирует о них и тут же переходит к новым событиям, к новым фактам . Читатель, например, не успевает внимательно приглядеться к Мише Гуарию, не успевает полюбить его. Поэтому и к сообщению о его гибели, взволновавшему всех героев, относится довольно холодно. Сдержанность — тоже отличная черта! Но и она переходит иногда у Н. Почивалина в нечто вредное д л я произведения искусства, а именно — в бесстрастность! Может быть, поэтому в повести фактически нет кульминации развития действия — события излагают ся одно за другим одинаково ровным, спокойным тоном1: кажется , нигде не уча стилось дыхание автора , нигде не про явилось его глубокое волнение. В от дельных моментах такая сдержанность уместна: она характеризует мужествен ного рассказчика , сильные чувства кото рого скрыты за предельно сжатыми, ску пыми фразами . Но кое-где появляется и досада: почему автор всё-таки не хо чет быть более горячим, более темпера ментным! Н. Почивалину просто необходимо до бавить к теперешним достоинствам его писательской манеры страстность чув ства и силу более глубокого психологи ческого анализа . Ю. С а л ь н и к о в . ВТОРАЯ КНИГА П ервые рассказы Н. Дементьева, со бранные в его книжке «Первое письмо», получили заслуженный положительный отзыв критики. Бесспорно, порадует чи тателей и второй сборник рассказов мо лодого автора — «С ёстры»1. Можно определённо сказать , что голос Н. Дементьева постепенно крепнет, рука его становится твёрж е , у писателя вы рабатывается свой творческий почерк, а это уже немало, это всегда свидетель ствует о своеобразии таланта , хотя мо жет быть, и не вооружённого ещё в до статочной степени писательским мастер ством. Внимание Н. Дементьева привлекают простые советские люди, преодолеваю щие пережитки прошлого в себе и в дру гих. В рассказе «Сёстры» разоблачается аферист от науки Чернышёв. В «Пове сти о любви» коллектив завода помогает хорошему по натуре пареньку Виктору Шорохову устранить в себе плохое, на носное. В «Р асск а зе Пелагеи Васильев ны» коллектив излечивает от зазнайства и спасает от застоя замечательного ма стера Егора Будашёва. Каждый рассказ Н. Дементьева по-на стоящему конфликтен. Автор избегает схематичного противопоставления поло жительных и отрицательных героев, как бывает иногда, к сожалению , в некото рых произведениях: этот герой стопро центный «носитель нового», а тот сто процентный «носитель старого». У Н. Де ментьева старое и новое сталкиваются нередко в сознании одного и того же ге роя, как бывает в жизни. Так произошло и с героиней рассказа «Тихая Нюся». «Нового», на первый взгляд , в Нюсе больше, чем «старого» . 1 Николай Дементьев. С ё с т р ы . Расска зы. Новосибирское книжное издательство, 1955. 100 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2