Сибирские огни, 1955, № 6

письма от семьи, которую он считал по­ терянной. Запоминаются и литсотрудник капитан Левашов, заменивший в атаке убитого командира взвода, и метранпаж Иван Кузьмич, и даже второстепенные персонажи, такие, как шофёр Лёша Зай­ цев и Зина, самоотверженно, без отдыха ремонтирующие движок, чтобы не со­ рвался выпуск газеты в срок. Особенно тепло рассказывает Н. По- чивалин о Машеньке Черняковой. Образ этой девушки нарисован с любовью и нежностью. Её взаимоотношения с поэ­ том Евгением Грановичем, её тайная , не высказанная словами, но так неумело скры в аем а^ любовь к Сергею Прохоро­ ву, горе её, вызванное потерей отца на фронте , и доброе, честное её сердце — всё вместе взятое создаёт облик такой душевной силы и красоты, что искренно радуеш ься за Машеньку, когда к ней приходит, наконец, настоящее большое счастье . Это счастье приходит и к Сергею Про­ хорову, главному герою повести. Он вы­ зы вает у читателя тоже заслуженную симпатию. Скромный юноша, по близо­ рукости признанный «нестроевым», он всё-таки едет на фронт в качестве газет­ ного работника и проходит через все со­ бы тия не просто как наблюдатель, но я а к активный их участник. Н. Почивалин показывает, как мужа­ ют и закаляю тся в боевых условиях со­ ветские люди: ведь война «учит, воспи­ тывает , меняет». Мы расстаёмся с героями повести, благодарные автору за то, что он позна­ комил нас с дружным коллективом таких замечательных людей. Повесть «Юность» оставляет в целом очень ра­ достное, светлое ощущение. И всё-таки хотелось бы обратить вни­ мание автора на недостатки, которые не­ редко мешают ему достигать лучшего художественного эффекта. Чудесное свойство — лаконизм пове­ ствования! Но плохо, когда лаконизм пе­ реходит в скороговорку, когда о чём-то важном сообщается чрезмерно коротко, когда вместо чёткой, ясной картины на­ брасывается небрежный эскиз. У Н. По- чивалина , к сожалению, есть в повести места, лишённые необходимой глубины художественной разработки . Автор скользит по поверхности некоторых со­ бытий, мимоходом информирует о них и тут же переходит к новым событиям, к новым фактам . Читатель, например, не успевает внимательно приглядеться к Мише Гуарию, не успевает полюбить его. Поэтому и к сообщению о его гибели, взволновавшему всех героев, относится довольно холодно. Сдержанность — тоже отличная черта! Но и она переходит иногда у Н. Почивалина в нечто вредное д л я произведения искусства, а именно — в бесстрастность! Может быть, поэтому в повести фактически нет кульминации развития действия — события излагают­ ся одно за другим одинаково ровным, спокойным тоном1: кажется , нигде не уча­ стилось дыхание автора , нигде не про­ явилось его глубокое волнение. В от­ дельных моментах такая сдержанность уместна: она характеризует мужествен­ ного рассказчика , сильные чувства кото­ рого скрыты за предельно сжатыми, ску­ пыми фразами . Но кое-где появляется и досада: почему автор всё-таки не хо­ чет быть более горячим, более темпера­ ментным! Н. Почивалину просто необходимо до­ бавить к теперешним достоинствам его писательской манеры страстность чув­ ства и силу более глубокого психологи­ ческого анализа . Ю. С а л ь н и к о в . ВТОРАЯ КНИГА П ервые рассказы Н. Дементьева, со­ бранные в его книжке «Первое письмо», получили заслуженный положительный отзыв критики. Бесспорно, порадует чи­ тателей и второй сборник рассказов мо­ лодого автора — «С ёстры»1. Можно определённо сказать , что голос Н. Дементьева постепенно крепнет, рука его становится твёрж е , у писателя вы­ рабатывается свой творческий почерк, а это уже немало, это всегда свидетель­ ствует о своеобразии таланта , хотя мо­ жет быть, и не вооружённого ещё в до­ статочной степени писательским мастер­ ством. Внимание Н. Дементьева привлекают простые советские люди, преодолеваю­ щие пережитки прошлого в себе и в дру­ гих. В рассказе «Сёстры» разоблачается аферист от науки Чернышёв. В «Пове­ сти о любви» коллектив завода помогает хорошему по натуре пареньку Виктору Шорохову устранить в себе плохое, на­ носное. В «Р асск а зе Пелагеи Васильев­ ны» коллектив излечивает от зазнайства и спасает от застоя замечательного ма­ стера Егора Будашёва. Каждый рассказ Н. Дементьева по-на­ стоящему конфликтен. Автор избегает схематичного противопоставления поло­ жительных и отрицательных героев, как бывает иногда, к сожалению , в некото­ рых произведениях: этот герой стопро­ центный «носитель нового», а тот сто­ процентный «носитель старого». У Н. Де­ ментьева старое и новое сталкиваются нередко в сознании одного и того же ге­ роя, как бывает в жизни. Так произошло и с героиней рассказа «Тихая Нюся». «Нового», на первый взгляд , в Нюсе больше, чем «старого» . 1 Николай Дементьев. С ё с т р ы . Расска­ зы. Новосибирское книжное издательство, 1955. 100 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2