Сибирские огни, 1955, № 6

ские образы , как Н аталья Берестнева , Ксенья Коптякова, «каторжная вдова» Василйса Петровна, Анна Тихоновна Пряничникова. Василиса Петровна, прозванная «ка­ торжной вдовой», чтобы устроить побег политическим заключённым , бросается скво зь строй конвойных, создаёт заме­ шательство и тем самым даёт возмож ­ ность убежать П авлу Б ерестневу и дру­ гим заключённым . Д еревенская девушка Анна Тихоновна раскрывает замы слы белогвардейских шпионов и становится их жертвой . К сенья Коптякова распро­ страняет листовки. Попав в тюрьму и видя безнадёжность положения , она пи­ шет на стене: «Дорогие мои, я не боюсь смерти, потому что остаётесь жить вы». Таковы люди, ведшие борьбу с интер­ вентами и Колчаком. Автору удалось по­ казать не только отдельных представите­ лей партии, но и партию, как вдохнови­ тел я и руководителя всенародной борь­ бы. Находясь в подполье, партия в зяла на свои плечи заботы и печалй народа, р а зд елил а с ним все его муки и страда­ ния. Народ считал дело партии своим делом . Эта всенародная поддержка и принесла в конце концов, несмотря на лиш ения и жертвы , великую победу. Опираясь на архи вные материалы , Бессонов раскрыл в своём романе истин­ ный смысл колчаковщины , её полную зависимость от интервентов, показал си лу и мощь партизанского движения ,„ руководимого партией. Он пока зал не тол ько национальный , но и .интернацио­ нальный характер борьбы, которую вели сибирские партизаны . З а революцию, за советскую власть борется вместе с рус­ скими рабочими и крестьянами чех Хва- ло. Он ведёт себя, как храбрый и муже­ ственный солдат революции. В романе приводится ряд документов, свидетель­ ствующих о революционном движении среди обманутых империалистами чехо­ словаков . В рядах сибирских красно­ гвардейцев и партизан сраж ались и бывшие военнопленные австрийцы , мадьяры , немцы. Роман не свободен от недостатков, рождённых его обширностью, громадно­ стью материала . В нём есть ряд н езавер ­ шённых, лишённых индивидуальности и х ар ак т ер а образов . Как-то незаметно исчез Хвало и его товарищи , описывае­ мы е в начале романа. Почти никакой роли не играют в романе мать Нестерова Прасковья Ивановна и дочь Косоярова Леночка . Мало и вяло действует под­ польщ ик Андрей Силов. Н есколько изо­ лированно от всего революционного дви­ ж ения изображ ено куломзинское восста­ ние и бледен образ представителя омско­ го штаба восстания Николая Коновалова. Не имеет отношения к содержанию вся сюжетная линия, связанн ая с попом- расстригой А лякринским , его приключе­ ниями и смертью . Ром ан Ю. Бессонова , повествующий о героях гражданской войны, о великих ж ертвах , принесённых в борьбе за Роди­ ну HajnHM народом, поможет воспитанию нашей молодёжи в духе советского пат­ риотизма, готовности отдать все силы на укрепление могущества социалистическо­ го Отечества. Д . Романенко . ХОРОШАЯ ПОВЕСТЬ В этой книжке всего 126 страниц1. Но как много она в себя вмещает и какой чудесный, светлый мир советских пат­ риотов открывает перед читателем! У нас немало произведений, посвя­ щённых работе журналистов во фронто­ вой обстановке. Повесть Н. Почивалина тоже рассказы вает об армейских газет­ чиках в период Великой Отечественной войны. Начинается она непринужденно и бесхитростно с описания отъезда ар ­ мейской редакции на фронт: «В зал е ожидания вокзала сизый ма­ хорочный дым, толкотня , громкие голо­ са подвыпивших мобилизованных , тихие всхлцрывания женщин». Герой повести Сергей Прохоров, от имени которого ведётся всё повествова­ ние, прощается с любимой девушкой Олей: «— Оля! — кричу я и хочу бросить­ ся вперёд. — Спокойно, Прохоров, — раздаётся в темноте голос редактора. — Пора... Он не договаривает: пронзительный гудок заглуш ает слова , состав дёргается . Мы вскакиваем на подножку». Простота, лаконичность и сдержан ­ ность отличают манеру Н. Почивалина- прозаика , молодого автора , который до сих пор выступал лишь со стихами, а данной своей повестью показал , что он с успехом может работать и 'в области прозы . Точными ф разами и немногословными описаниями воссоздаёт автор перед нами правдивую атмосферу жизни армейских газетчиков. Незаметно мы сами как бы включаем­ ся в беспокойную их работу, собираем в подразделениях материал для очередно­ го номера, испытываем фронтовые труд­ ности, страдаем , когда война безжалост­ но вырывает из жизни товарищей , без­ остановочно идём вперёд с войсками, громящими врага. Читатель не остаётся равнодушным к судьбе героев повести именно потому, что автор сумел живо нарисовать их об­ разы . Запоминаются и редактор Ми­ хаил Пресс, спокойный и умный воспи­ татель молодёжи, и заместитель редакто­ ра, требовательный к себе и другим, Кудрин, трагически погибающий от бом­ бёжки в день получения долгожданного 1 Н. Почивалин. Ю н о с т ь . Повесть. Тю­ менское книжное издательство, 1955. 126 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2