Сибирские огни, 1955, № 6
ские образы , как Н аталья Берестнева , Ксенья Коптякова, «каторжная вдова» Василйса Петровна, Анна Тихоновна Пряничникова. Василиса Петровна, прозванная «ка торжной вдовой», чтобы устроить побег политическим заключённым , бросается скво зь строй конвойных, создаёт заме шательство и тем самым даёт возмож ность убежать П авлу Б ерестневу и дру гим заключённым . Д еревенская девушка Анна Тихоновна раскрывает замы слы белогвардейских шпионов и становится их жертвой . К сенья Коптякова распро страняет листовки. Попав в тюрьму и видя безнадёжность положения , она пи шет на стене: «Дорогие мои, я не боюсь смерти, потому что остаётесь жить вы». Таковы люди, ведшие борьбу с интер вентами и Колчаком. Автору удалось по казать не только отдельных представите лей партии, но и партию, как вдохнови тел я и руководителя всенародной борь бы. Находясь в подполье, партия в зяла на свои плечи заботы и печалй народа, р а зд елил а с ним все его муки и страда ния. Народ считал дело партии своим делом . Эта всенародная поддержка и принесла в конце концов, несмотря на лиш ения и жертвы , великую победу. Опираясь на архи вные материалы , Бессонов раскрыл в своём романе истин ный смысл колчаковщины , её полную зависимость от интервентов, показал си лу и мощь партизанского движения ,„ руководимого партией. Он пока зал не тол ько национальный , но и .интернацио нальный характер борьбы, которую вели сибирские партизаны . З а революцию, за советскую власть борется вместе с рус скими рабочими и крестьянами чех Хва- ло. Он ведёт себя, как храбрый и муже ственный солдат революции. В романе приводится ряд документов, свидетель ствующих о революционном движении среди обманутых империалистами чехо словаков . В рядах сибирских красно гвардейцев и партизан сраж ались и бывшие военнопленные австрийцы , мадьяры , немцы. Роман не свободен от недостатков, рождённых его обширностью, громадно стью материала . В нём есть ряд н езавер шённых, лишённых индивидуальности и х ар ак т ер а образов . Как-то незаметно исчез Хвало и его товарищи , описывае мы е в начале романа. Почти никакой роли не играют в романе мать Нестерова Прасковья Ивановна и дочь Косоярова Леночка . Мало и вяло действует под польщ ик Андрей Силов. Н есколько изо лированно от всего революционного дви ж ения изображ ено куломзинское восста ние и бледен образ представителя омско го штаба восстания Николая Коновалова. Не имеет отношения к содержанию вся сюжетная линия, связанн ая с попом- расстригой А лякринским , его приключе ниями и смертью . Ром ан Ю. Бессонова , повествующий о героях гражданской войны, о великих ж ертвах , принесённых в борьбе за Роди ну HajnHM народом, поможет воспитанию нашей молодёжи в духе советского пат риотизма, готовности отдать все силы на укрепление могущества социалистическо го Отечества. Д . Романенко . ХОРОШАЯ ПОВЕСТЬ В этой книжке всего 126 страниц1. Но как много она в себя вмещает и какой чудесный, светлый мир советских пат риотов открывает перед читателем! У нас немало произведений, посвя щённых работе журналистов во фронто вой обстановке. Повесть Н. Почивалина тоже рассказы вает об армейских газет чиках в период Великой Отечественной войны. Начинается она непринужденно и бесхитростно с описания отъезда ар мейской редакции на фронт: «В зал е ожидания вокзала сизый ма хорочный дым, толкотня , громкие голо са подвыпивших мобилизованных , тихие всхлцрывания женщин». Герой повести Сергей Прохоров, от имени которого ведётся всё повествова ние, прощается с любимой девушкой Олей: «— Оля! — кричу я и хочу бросить ся вперёд. — Спокойно, Прохоров, — раздаётся в темноте голос редактора. — Пора... Он не договаривает: пронзительный гудок заглуш ает слова , состав дёргается . Мы вскакиваем на подножку». Простота, лаконичность и сдержан ность отличают манеру Н. Почивалина- прозаика , молодого автора , который до сих пор выступал лишь со стихами, а данной своей повестью показал , что он с успехом может работать и 'в области прозы . Точными ф разами и немногословными описаниями воссоздаёт автор перед нами правдивую атмосферу жизни армейских газетчиков. Незаметно мы сами как бы включаем ся в беспокойную их работу, собираем в подразделениях материал для очередно го номера, испытываем фронтовые труд ности, страдаем , когда война безжалост но вырывает из жизни товарищей , без остановочно идём вперёд с войсками, громящими врага. Читатель не остаётся равнодушным к судьбе героев повести именно потому, что автор сумел живо нарисовать их об разы . Запоминаются и редактор Ми хаил Пресс, спокойный и умный воспи татель молодёжи, и заместитель редакто ра, требовательный к себе и другим, Кудрин, трагически погибающий от бом бёжки в день получения долгожданного 1 Н. Почивалин. Ю н о с т ь . Повесть. Тю менское книжное издательство, 1955. 126 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2