Сибирские огни, 1955, № 6

чернобородый человек , невысокого ро­ ста, в очках» , «благообразный человек с седой бородкой клинышком», «толстяк в пальто с золотыми пуговицами», «нев­ зрачный человек маленького роста, с не­ большими редкими усиками, торчащими вперёд». А вот в «Р еалистах» : «высокий, бело­ курый , со светлой бородкой и густыми усами человек» , «пожилой, среднего ро­ ста, в очках , с небольшой бородкой кли­ нышком», «плотный широкоплечий чело­ век лет сорока, с чёрной, подстрижен­ ной кругом бородой», «высокий блондин с тщательно зачёсанными н азад волоса­ ми, с усами рыжеватого оттенка». Особенно невыразительны описания внешности девушек гимназисток. Поля Гладкова — «вы сокая девушка лет пят­ надцати, с узким продолговатым лицом, длинными светлыми косами». Гутя Овсо- ** ва — «стройная девушка , с 'Чёрными чуть вьющимися волосами и длинной, толстой косой, перекинутой чере з пле ­ чо». Леночка — «небольшого роста де­ вушка , невероятно подвижная, жизнера­ достная. Две светлых косы красиво облегали её голову». В ера — «полная , малоподвижная , с чёрными глазами» . Иногда автор забывает о том, что внеш­ ность героя уже описана, и тогда у одно­ го героя появляю тся ср а зу две характе ­ ристики: «белокурая , невысокого роста» и «вы сокая , стройная с двумя длинными косами». Т акие примитивные описания героев не запоминаются, они снижают достовер­ ность, рельефность образов. Порой Г. Пушкарёв многократно ис­ пользует одни и те ж е приёмы. Так, что­ бы показать, что его герои волнуются, он заставляет их в разговоре «вскрики­ вать» , «выкрикивать» . При более силь­ ном волнении они часто «сдавливают го-, лову руками» , «сжимают виски руками» , «зажимают голову руками». Г. Пушкарёв нередко заставляет геро­ ев вспоминать своё прошлое. В ряде слу­ чаев этот приём использован удачно. Хо­ рошо и к месту приведены , например, воспоминания Ивочкина. Но иногда вос­ поминания эти превращаются в автор­ скую справку , чем и нарушается худо­ жественная целостность произведения. Встречаются в обеих книгах неудач­ ные сравнения: «К аникулы п р о б е ж а ­ л и , как ветер» , «нескладно с л о ж е н - н ы й, словно с в и н ч е н н ы й » , « о б а сына сжались в к о м о ч е к » . Иногда ав­ тор делает незакономерные противопо­ ставления: «это был худенький, и о жи­ вой мальчик» , «шёпотом, н о с горящи ­ ми глазами» и т. д. К счастью , таких неудачных мест немного, и не они опре­ деляют я зы к произведения. Повести Г. Пушкарёва о революции 1905 года — отрадное явление в детской литературе . Они знакомят юных читате­ лей с героическим прошлым нашего на­ рода, с борьбой его лучших сынов за ос­ вобождение людей труда от угнетения и эксплуатации , рассказываю т о тех тяж ё ­ лы х условиях , в которых трудилась и училась молодёжь в прошлом. Повести Г. Пушкарёва служ ат делу воспитания нашей советской молодёжи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2