Сибирские огни, 1955, № 6
Удачей писателя следует считать соз дание образа топографа Николая Павло вича Гладкова . Этот тип трусливого обы вателя нарисован Г. Пушкарёвым с боль шой силой . Писатель показывает челове ка, «с давно и ра з навсегда для него ус тановившимися взглядами на жизнь» , которого страшат любые перемены. Он боготворит самодержавную власть и не гнушается наушничанием на тех своих сослуживцев, которых подозре вает в вольнодумстве. Гладковы страш ны не тем , что могут вступить в активную борьбу. Нет! Это тина, болото, засасывающие и поганящие всё инако мы слящ ее , передовое, светлое, что мо ж ет нарушить их обывательское прозя бание. Интересны в повести образы препода вателей реального училища. Откровен ный, но хитрый подлец Авсеенко не гну- * ш ается никакими средствами, чтобы на травить неустойчивого Вознесенского на товарищей или с помощью провокацион ных придирок вы звать реалистов на воз мущение, и этим путём избавиться от не навистных ему передовых учеников, преподаватель французского я зы ка Ме- дони, ставящий отметки в зависимости от своего настроения; любитель жандарм ских методов слежки за учениками пре подаватель литературы Леневский ... глу хой математик Малышкин... Все эти об ра зы нарисованы без резких красок, без нарочитости. Тёмному миру реакции противостоит мир людей, которым принадлежит буду щее. Среди них выделяется правдивый образ студента Боброва, направленного партией в этот городок для организации революционной работы. Таких людей по ка ещё немного, но автор убедительно показывает , что им, этим людям и их идеям , принадлежит будущее. И пусть исключён из училища Антон Костров, пусть с помощью репрессий по давлено революционное брожение среди учащихся , пусть силы самодержавия тор жествуют победу, но «впереди огни» ,— говорит писатель. И вывод этот законо мерно вытекает из всего содержания по вести. Когда читаешь книги Пушкарёва, то в первую очередь бросается в глаза , как бережно и экономно расходует он свои и зобразительны е средства, как мало нуж но ему красок , линий, чтобы дать под линно поэтическое изображение. Вот пей заж из «С ергея Мохова». «Узенькими улочками пробежали они слободу и вышли к Енисею. Сотни раз бывал Сергей здесь, сотни ра з видел ре ку и всё ж е каждый р а з останавливался на каменистом берегу... Ох, и река! Солнце уходило за горы , на землю ло жилась тонкая-тонкая синева, пеленой прикрывавш ая город, реку, горы, мост. Сближались берега, темнели горы, а во да к а зал ась густой-густой. Но сквозь пелену ещё можно р а зли чить далёкие окрестности: слева — горы, тайга, справа — по берегу сосновый бор и между горами и бором — Енисей... Р а зъ я р ён н ая река стремительно бежит меж каменистых берегов. Енисею тесно, ему хочется вырваться и з плена, разо рвать каменистые преграды , разлиться на просторе, а нет сил , и он, разгневан ный, бьётся о берега, разбивается в бе лую пену и мчится дальш е к мосту, к го роду, к. далёким горам. Люди говорят про реку: «Седой Ени сей». Его седина — разбитые о скалы волны, белые гребни на бурных стремни нах». Это поэтичное описание могучей реки сделано без «словесных красивостей». Причём пейзаж этот дан в восприятии подростка, глубоко чувствующего всё очарование красавца-Енисея . Точность эпитетов, сравнений, эконом ное расходование словесного материала характерны для Пушкарёва не только в пейзажных зарисовках . Так же скупо и выразительно рисует он небольшой про винциальный город. «Это был обы чны й ' сибирский город. Зимой в нём завывали вьюги, занося улицы сугробами снега, весной он покры в ался зеленью тополей. Ранними летни ми утрами над городом поднималось об лако пыли (гнали коров — К. Н.), и в эти часы из-за реки он ка зал ся золо тым... Редкие каменные дома встречались только в центре. Деревянные двухэтаж ные были наперечёт, и горожане безоши бочно могли указать на память особенно сти каждого: «крашеные наличники» , «подъезд с фонарём» , «крылечко с пе рилами» , «кирпичная площ адка перед домом»... Удачны многие портретные характери стики героев. Часто Г. Пушкарёв создаёт их чере з восприятие действующих лиц. « ...С ергей в зглянул на мать, на её и з мождённое лицо, и ему стало ж аль её: «К акая стала старенькая!» Мать сн ял а с себя платок, положила рядом . Редкие седы е волосы гладко за чёсаны и сзади свёрнуты в комочек». Писатель сумел отобрать дл я описания внешности матери то, что в первую оче редь должно было броситься в гла з а Се рёж е в том состоянии, в котором он на ходился. И эти детали даны в такой эмо циональной окраске , которая именно свойственна сыну, любящ ему и ж алею щему свою мать. В го ж е время и перед читателями встаёт яркий запоминаю щийся портрет Варвары Степановны. Однако именно в описании внешности героев писатель часто не достигает нуж ного эфф екта . П еред читателем начина ют мелькать «паспортные приметы» , лю ди характеризую тся , в основном, цветом волос да толщиной фигуры. Слишком часто натыкаеш ься на такие ф р а зы («Сергей Мохов») «худощавый
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2