Сибирские огни, 1955, № 6

ледний ра з ск а за л а мне: «Иди. Удержи ­ вать не стану!» Трогательно и самоотверженно пишет В арвара Степановна сыну в записке, до­ ставленной в мастерские скво зь кольцо осаждённых войск. «С ерёженька , сын мой! Н е знаю, жив ты или нет. Куда ни пойдёшь, всё разговоры про вас. Скажу тебе , как мать: пошёл ты на это дело — не отступай, не будь трусом ...» В арвара Мохова не становится в ряды борцов, но она всей душой сочувствует делу , за которое погиб её муж , которому стал верно служить её сын. Писателю удалось создать запоминающийся образ простой русской женщины. Н аряду с описанием рабочего движе­ ния в «С ергее Мохове» наш ла своё отра­ ж ение и деятельность интеллигенции. Часть её, боясь революции, идёт на сдел­ ку с царским правительством , всемерно содействуя его попыткам быстрее заду ­ шить политическую борьбу пролетариата . Д ру гая её часть стремится как-то помочь революции, хотя и непоследовательно, с опаской. Революционные события о тра ­ ж аю тся и на сознании учащ ейся моло­ дёжи — воспитанников старших классов гимназии и семинарии. Они с охотой от­ зы вались на призы вы рабочих — Ивоч- кина, Мохова — идти на демонстрацию в дни всеобщей стачки. И там; где местные партийные органи ­ зации вели с учащимися работу, среди старш еклассников возникали кружки , а некоторые из них становились активными участниками борьбы против самодержа­ вия . Именно подобные случаи положены в основу другой исторической повести Г. П ушкарёва «Реалис ты » . В «С ергее Мохове» действие происхо­ дит в городе, где по тем временам было довольно значительное ядро пролетариа­ та . В «Р еалистах» автор переносит нас в маленький .сибирский городок, в кото­ ром почти нет промышленных предприя­ тий, нет рабочих. Поэтому события, о которых расска­ зы вается в «Р еалис тах» , во много ра з меньше по своему значению. В «С ергее Мохове» — восстание рабочих, в « Р е а ­ листах» — борьба учеников старших классов женской гимназии и реального училищ а против установленных чиновни­ ками царской школы порядков . Забастов ­ к а приказчиков , скромная работа в круж ках среди речников да рабочих п о ­ лукустарны х пимокатных мастерских — вот что происходит в повести. Но и на этом материале писатель сум ел создать увлекательное произведение. И это объ­ я сняется , прежде всего, удачей цент­ рального обра за — реали ста Антона Ко­ строва. Читателя привлекает цельность х арактера этого юноши, его душ евная чистота, стремление отдать всего себя служению делу революции. Антон быстро разочаровывается в ра­ боте молодёжного кружка , организован­ ного меныневиствующим преподавателем Мельчаковым . Он стремится в рабочие кружки , его тянет революционная д ея ­ тельность, о которой говорят ему под­ линные марксисты — ж урналист Сереб­ ров и студент Бобров. Кострова окружают друзья-единомыш ­ ленники — Матвей Зорин, Л ёля Русако ­ ва, Гутя Овсова. Вокруг них группирует­ с я наиболее передовая часть учащ ейся молодёжи, ведущ ая борьбу с теми по­ рядками , которые насаждались такими педагогами, как провокатор и садист ма­ тематик Авсеенко , шпион и доносчик надзиратель Валов, трусливый и мсти­ тельный директор Валентинов. Присту­ пая к работе в средней школе, педагоги нередко были настроены прогрессивно, мечтали давать учащимся подлинные знания . Но бездушная ц арская чинов­ ничья машина, которая «ведала просве­ щ ением» народа, давила и душила таких людей до тех пор, пока не превращ ала их в своё послушное орудие. Г. Пушкарёв не замы кает свою по­ весть тесными рамками реального учили­ ща. Он рисует, как даж е в маленьким провинциальном городке бурные события первой русской ' революции будоражат сонное обывательское болото. «Бун ту ­ ют» приказчики , «бастуют» учащиеся реального и гимназии, идёт быстрый рост сЬзнательности в немногочисленных ещё группах рабочих. Но напуганная разви ­ тием революционных событий, мобили­ зует свои силы оголтелая черносотенная реакция — она разгоняет демонстрацию, организует погромы. В страхе перед наступлением реакции отказывается от всякого участия в рево­ люционной работе анархист Вознесен­ ский. Отступают, уходят в сторону все те, кто искал в революции только роман­ тику. Т яж ело переживают спад револю ­ ционной борьбы Антон и его дру зья , но их поддерживает больш евик Бобров. На вопрос Кострова — неужели пропало всё? — тот отвечает: «— Только без паники. Ты не Возне­ сенский. Революция идёт, и остановить её не может никакая сила. Можно её приглушить, революционную борьбу уве­ сти в подполье, но остановить н ель зя .. .» Повесть заканчивается встречей дру­ зей после первой рабочей маёвки. В ор­ ганизацию её внесли свою, пусть скром­ ную долю Антон, Л ёля , Матвей, Гутя, проводя беседы в рабочих кружках . И когда Гутя говорит Боброву: «Я хочу, чтобы все мы дружно, смело, искренне, вместе с рабочим классом вышли на путь большой революционной борьбы ...» , чи­ татель верит автору , что так и будет. К этому выводу с неизбежностью приво­ дят правдиво показанные писателем пути формирования характеров этой передо­ вой молодёжи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2