Сибирские огни, 1955, № 6

Достоинством повести «Сергей Мо- хов» явля ется правдивое, художествен­ но точное изображение революционной борьбы красноярских рабочих. Г. Пушка- рёв знакомит читателя с тем, как всё сильнее и сильнее нарастает волна про­ летарского гнева, как от экономической борьбы рабочие постепенно, благодаря широко развернувш ейся деятельности большевистской партийной организации , переходят к борьбе политической, закан ­ чивающейся высшей формой классового столкновения — вооружённым восста­ нием. Только шесть дней продолжалась воо­ руж ённая борьба красноярских рабочих, заперш ихся в железнодорожных мастер­ ских , но в эти дни с большой силой про­ явились лучшие качества — беззаветный героизм , солидарность, твёрдость и му­ жество — русского рабочего, то, что в октябре 1917 года обеспечило ему вели­ чайшую в истории революционную побе­ ду. В повести есть эпизодическая , но чрез­ вычайно колоритная, живая фигура ста­ рого токаря Максима Пенкина. Он «по­ ложительный» рабочий и не любит «кри- куров» , «смутьянов» — социалистов. Он далёк от политики и вначале даже не допускает мысли о какой-то забастовке, борьбе с хозяевами . Именно таких от­ сталых людей пытается использовать ре­ акци я для того, чтобы сорвать стачку. И не столько гневное осуждение товари­ щей — сознательных рабочих, как сама ^действительность, острая .кл а с со в ая схватка , в которой от рук чёрной сотни на гл а з ах Максима Пенкина гибнет пе­ редовой рабочий Гусенко, заставляет ста­ рика понять всю правоту рабочих-рево- люционеров и стать на сторону своих братьев по классу . В «С ергее Мохове» писатель создаёт образы профессиональных революционе­ ров. Не все они одинаково удались писа­ телю . Тепло и достоверно дан Г. Пушка- рёвым образ Борисова — кадрового ра- бочего-металлиста, мобилизованного в армию, но и там не прекратившего своей революционной деятельности. К сожалению , гораздо бледнее очер­ чен автором образ другого революционе­ ра — Фомича. Это — во многом услов­ ный образ, лишённый запоминающихся индивидуальных черт характера , тех ма­ леньких , но очень важных чёрточек, ко­ торые делают образ достоверным. Несомненной удачей Г. Пушкарёва яв ­ л яется живая , в зятая прямо из жизни, фигура пожилого рабочего-революцяоне- р а Михея Леонтьевича Суровцева. И не­ смотря на то, что в момент самых острых событий он лишён возможности участ­ вовать в них, образ Суровцева проходит чере з всю книгу. Именно Суровцев дал почувствовать осиротевшему мальчику силу классовой солидарности. Это он устраивает С ерёжу на работу в мастер­ ские и заботится о том, чтобы тот быст­ рее получил специальность. Именно Ми­ хею Леонтьевичу обязан подросток своим вступлением в ряды борцов за дело р а ­ бочего класса . Суровый учитель и старший друг, тре­ бовательный руководитель и заботливый отец — таким показан Суровцев в своих взаимоотношениях с i Сергеем. В то же время писатель сумел хорошо раскрыть нам и революционную деятельность это­ го человека , полного требовательной любви к трудовым людям , идущего ради их счастья на любую опасность, на под­ виг. Г. Пушкарёв подробно знакомит юного читателя с революционными событиями. Причём, все события автор раскрывает в очень простой, доступной форме. Это достигается тем, что большая их часть даётся через восприятие Серёжи . Он ли­ бо сам явл я ется действующим лицом, очевидцем событий, либо ему рассказы ­ вают об этом так, чтобы смысл расска­ занного был понятен подростку. В повести много действующих лиц. Одни из них только намечены , другие — как токарь Ивочкин, Л иза — обрисова­ ны полнее, но в книге нет «лишних» персонажей. Особенно выделяется образ матери Серёжи. В арвара Степановна Мохова, потеряв ­ ш ая мужа-революционера, боится за судьбу сына. Ведь ради него, С ерёжи , она долгими днями не разгибает спины у корыта. Её страш ат революционные стремления Серёжи. Она напоминает ему о тяжёлой участи отца, уговаривая сына стоять в стороне от «политики». Сергей вернулся домой после разгро ­ ма митинга и рассказы вает матери о глубоко потрясшем его душу зрелищ е избиения безоружных людей и убийстве молодого рабочего Чайникова: « ...Ж андармы стреляли в нас ... В людей... В рабочих!.. А за что?.. З а что, говорю?.. Мы о своём говорили, о на­ шем ... Мы их не трогали ... Мы им не мешали ... Они стреляли в нас, они били людей нагайками ... В людей стреляли , понимаешь? И вдруг Сергей зап л акал , по-детски, горько-горько. — Сынок! — бросилась к нему Вар­ вара Степановна .— Сынок! Да разве я не понимаю? Смириться только надо. Не нами свет строился , не нам его и пере­ страивать» . Но сама жизнь заставляет мать Сер­ гея изменить свои взгляды . Это хорошо раскрыто писателем . « — С матерью всегда были дружны , — говорит Сергей И вочкину ,— было у нас о чём поговорить, а сейчас вот не по­ лучается ... Ж алко мне её, а что сдела ­ ешь? Куда ни пойдёшь, что ни сд ел аеш ь , она всё против... — Боится за тебя . — Это верно ... Бои тся , а вот в пос­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2