Сибирские огни, 1955, № 6
К. Н ЕМИ Р А П о в е с ти о революции 1905 года Среди произведений Глеба Пушкарё- ва, написанных для юношества, едва ли не самой большой популярностью пользуются его исторические повести о героических днях революции 1905 го да в Сибири — «Сергей Мохов» и «Р е а листы »1. Обе повести издаются уже не первый раз. Повесть «Сергей Мохов», называв ш аяся ранее «Восстание», впервые вы шла в 1938 году, а первое издание «Р е а листов» датируется 1948 годом. По срав нению с прежними в новые публикации писатель внёс довольно большие измене ния, которые значительно обогатили и углубили произведе&ия. П ервая русская революция не раз привлекала внимание советских писате лей. Но, пожалуй, кроме повести В. Ка таева «Б ел еет парус одинокий», трудно назвать произведение о революции 1905 года, в котором тема раскрывалась бы через участие в её событиях детей. В центре повести «Сергей Мохов» — привлекательная фигура молодого рабо чего, почти мальчика . В начале книги мы знакомимся с ним, когда его больше интересовали игры с соседским мальчи ком Васей. Серёжа знает, что есть рабо чие, которые борются против царя . Зн а ет он это потому, что его отец был рево люционером. Причиной преждевременной смерти отца были репрессии, которым он подвергался «за политику». Но бур ные предреволюционные события быстро втягивают С ерёжу в свой водоворот. Г. Пушкарёв очень тонко и убедительно показывает , как Сергей, случайно попав ший на нелегальное собрание, затем всё теснее и теснее примыкает к рево люционной группе рабочих. Беседы в кружке , который начинает посещать Мохов, дружба с передовым токарем Ивочкиным, выполнение снача ла простых, а затем всё более ответст венных поручений партийного комитета, наставления старших товарищей — про фессиональных революционеров — таков путь рабочего-подростка в пролетарское движение. Но, конечно, наиболее дейст I Г. Пушкарёв. « С е р г е й М о х о в » . Д ет гиз, 1955. тт Глеб Пушкарёв. « Р е а л и с т ы » . Новоси бирское книжное издательство, 1955. венной школой оказалась сама револю ция — участие в вооружённом восста нии красноярского пролетариата плечом к плечу с рабочими железнодорожных мастерских . Автор даёт образ Сергея Мохова в развитии, его герой мужает в ходе рево люционной борьбы. Хорошо обрисованы начало революционного пути С ергея , уроки конспирации, выполнение первых поручений подпольного партийного ко митета. Сергей удивился , когда один из его наставников — Борисов, узнав, что Мо хов не читает газет, настойчиво посове товал ему каждый день читать газету . « ...Сергей спрятал газету и унёс до мой. Читать показалось трудно и скучно. Прочёл первую статью и удивился: на писано как будто по-русски, а о чём — непонятно. Потом перевернул страницу и нашёл статью, которую велел прочесть Борисов. Она заинтересовала Сергея. В ней говорилось о том, что волновало и его и его товарищей в мастерских ... Сергей прочёл её дважды, затем про смотрел следующие за ней заметки. Они оказались скучными и неинтересными. Снова вернулся к первой странице, про бежал глазами заголовки и начал чи тать с необычайным интересом. Это бы ли телеграммы о революционном движе нии в Европейской части России и Си бири. Прочитав последнюю строчку, он осмотрел ещё раз газету со всех сторон и сказал сам себе: « — Выходит, во всей России так. Вот откуда Ивочкин и Борисов всё знают...» И газета вошла в его жизнь» . И когда в осаждённых мастерских Сергей в беседе с Ивочкиным улыбает ся , вспоминая, как ещё полгода назад он играл с Васей, и потом в раздумье го ворит: « — Я часто думаю и не могу понять: жизнь так изменилась или я сам изменился? ..» — читатель видит, как изменился , как возмужал Серёжа, как весь ход событий привёл его в ряды борцов за дело рабочего класса. Поэто му вполне закономерным кажется эпи лог повести, в котором мы видим Сергея Мохова среди делегатов V III Всероссий ского съезда Советов, обсуждающих ле нинский план электрификации страны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2