Сибирские огни, 1955, № 6

К. Н ЕМИ Р А П о в е с ти о революции 1905 года Среди произведений Глеба Пушкарё- ва, написанных для юношества, едва ли не самой большой популярностью пользуются его исторические повести о героических днях революции 1905 го­ да в Сибири — «Сергей Мохов» и «Р е а ­ листы »1. Обе повести издаются уже не первый раз. Повесть «Сергей Мохов», называв ­ ш аяся ранее «Восстание», впервые вы­ шла в 1938 году, а первое издание «Р е а ­ листов» датируется 1948 годом. По срав­ нению с прежними в новые публикации писатель внёс довольно большие измене­ ния, которые значительно обогатили и углубили произведе&ия. П ервая русская революция не раз привлекала внимание советских писате­ лей. Но, пожалуй, кроме повести В. Ка­ таева «Б ел еет парус одинокий», трудно назвать произведение о революции 1905 года, в котором тема раскрывалась бы через участие в её событиях детей. В центре повести «Сергей Мохов» — привлекательная фигура молодого рабо­ чего, почти мальчика . В начале книги мы знакомимся с ним, когда его больше интересовали игры с соседским мальчи ­ ком Васей. Серёжа знает, что есть рабо­ чие, которые борются против царя . Зн а ­ ет он это потому, что его отец был рево­ люционером. Причиной преждевременной смерти отца были репрессии, которым он подвергался «за политику». Но бур­ ные предреволюционные события быстро втягивают С ерёжу в свой водоворот. Г. Пушкарёв очень тонко и убедительно показывает , как Сергей, случайно попав­ ший на нелегальное собрание, затем всё теснее и теснее примыкает к рево­ люционной группе рабочих. Беседы в кружке , который начинает посещать Мохов, дружба с передовым токарем Ивочкиным, выполнение снача­ ла простых, а затем всё более ответст­ венных поручений партийного комитета, наставления старших товарищей — про­ фессиональных революционеров — таков путь рабочего-подростка в пролетарское движение. Но, конечно, наиболее дейст­ I Г. Пушкарёв. « С е р г е й М о х о в » . Д ет гиз, 1955. тт Глеб Пушкарёв. « Р е а л и с т ы » . Новоси­ бирское книжное издательство, 1955. венной школой оказалась сама револю­ ция — участие в вооружённом восста­ нии красноярского пролетариата плечом к плечу с рабочими железнодорожных мастерских . Автор даёт образ Сергея Мохова в развитии, его герой мужает в ходе рево­ люционной борьбы. Хорошо обрисованы начало революционного пути С ергея , уроки конспирации, выполнение первых поручений подпольного партийного ко­ митета. Сергей удивился , когда один из его наставников — Борисов, узнав, что Мо­ хов не читает газет, настойчиво посове­ товал ему каждый день читать газету . « ...Сергей спрятал газету и унёс до­ мой. Читать показалось трудно и скучно. Прочёл первую статью и удивился: на­ писано как будто по-русски, а о чём — непонятно. Потом перевернул страницу и нашёл статью, которую велел прочесть Борисов. Она заинтересовала Сергея. В ней говорилось о том, что волновало и его и его товарищей в мастерских ... Сергей прочёл её дважды, затем про­ смотрел следующие за ней заметки. Они оказались скучными и неинтересными. Снова вернулся к первой странице, про­ бежал глазами заголовки и начал чи­ тать с необычайным интересом. Это бы­ ли телеграммы о революционном движе­ нии в Европейской части России и Си­ бири. Прочитав последнюю строчку, он осмотрел ещё раз газету со всех сторон и сказал сам себе: « — Выходит, во всей России так. Вот откуда Ивочкин и Борисов всё знают...» И газета вошла в его жизнь» . И когда в осаждённых мастерских Сергей в беседе с Ивочкиным улыбает­ ся , вспоминая, как ещё полгода назад он играл с Васей, и потом в раздумье го­ ворит: « — Я часто думаю и не могу понять: жизнь так изменилась или я сам изменился? ..» — читатель видит, как изменился , как возмужал Серёжа, как весь ход событий привёл его в ряды борцов за дело рабочего класса. Поэто­ му вполне закономерным кажется эпи­ лог повести, в котором мы видим Сергея Мохова среди делегатов V III Всероссий­ ского съезда Советов, обсуждающих ле­ нинский план электрификации страны.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2