Сибирские огни, 1955, № 6

Создавая образ Сатика, автор показал типичные для середняка черты. Серед­ н як стоит за советскую власть , предан ей, но он ещё колеблется: идти в колхоз или нет. Борьба за создание колхо за в улусе представляет основную сюжетную и те­ матическую линию пьесы. Молодой ком­ мунист Соян, окончивший партийные курсы в городе, приезжает в родной улус с заданием организовать коллективное хозяйство . Соян молод, горяч, НО' не по­ нимает ещё значения борьбы за середня­ ка и готов причислить Сатика к числу вра­ гов только з а то, что тот не решается с р а з у пойти в колхоз. Рабочий-путило- вец Соколов р а зъ я сн я ет Сояну его ошиб­ ку. Соколов помогает хакасской бедноте р азобр аться в сложной обстановке. Б аи всячески стремятся помешать ор­ ганизации колхоза . Они понимают, что это — конец их владычества и господ­ ства в улусе. Они ведут борьбу, распу­ ск ая провокационные слухи, перемани­ вая на свою сторону наименее созна­ т ел ьны х представителей трудового кре- стьянства . Ж ертвой вредительской деятельности кулаков явл я е тся бывший батрак Харол. Однако, побывав у кулаков , Х арол убеж ­ дается , что с ними ему не по пути. От­ ход Х арола от кулаков , его внутренняя борьба и прозрение показаны сильно, психологически верно. Активными строителями новой жизни выступают в пьесе Соян и Хы зырке . Хо­ рошо удалось драм атургу передать их взаимную любовь. Однако нужно отме­ тить, что образы молодёжи в пьесе на­ рисованы слабее, нежели образы Кула­ ков Кужакова и его трусливого тупого сына А дояха . Слабо выглядит в пьесе Х ы зы рке к а к секретарь комсомольской организации , схематичен комсомолец Онакай. В пьесе «Всходы» много вырази тель ­ ных сцен, хорошо передан националь­ ный колорит — быт, характер , психоло­ гия хакасского народа, его любовь к метким, выразительным тахпахам . Определённого внимания в послевоен­ ной литературе заслуживает пьеса Г. То- панова и Л . Ч еренцова «В степи» (1950 г.). Расцвет колхозов Хакасии, внедрение новой системы орошения по­ лей , борьба советских колхозников за обеспечение высоких, устойчивых уро­ ж аев — основная тема пьесы. А вторам удалось создать убедитель­ ные образы живой и энергичной повари­ хи П арас , учётчика Х алтар , весёлого шутника Семёна. Но многие образы рас­ кры ты неполно, односторонне. Схематич­ ны бригадир Сакым, председатель кол­ хо за Анна Степановна. Слабо показана роль коллектива в воспитании советского человека и устранении препятствий, ме­ шающих движению вперёд. Надуман лю­ бовный конфликт Майры с Михаилом. По ^ произволу автора , на протяжении всей пьесы Майра мучается, страдает, потеряв связь с фронтовиком Михаилом, с которым она познакомилась заочно и полюбила. А Михаил, демобилизовав­ шись, приехал в колхоз, работает в од­ ной бригаде с ней, тоже любит её, но по­ чему-то выдаёт себя за другого. Оказы ­ вается, он поступил так потому, что слу­ чайно подслушал решение Майры: при­ знаться в любви милому лишь тогда, когда тот догонит её в работе. Сущест­ венный недостаток пьесы — многосло­ вие. Я зы к её шероховат, невыразителен . О некотором оживлении хакасской драматургии свидетельствует появившая­ ся недавно на сцене областного драм а­ тического театра комедия М. Кильчича- кова «Медвежий лог» . В комедии остро­ умно; разоблачается такое отрицательное явление в нашей жизни , как бюрокра­ тизм, семейственность в руководстве, правдиво раскры вается тема любви и личных взаимоотношений советских лю­ дей. Н аиболее удачным в пьесе является образ зазнавш егося председателя колхо­ за Романа Петраковича, байские замаш ­ ки которого умело высмеиваются и осуж ­ даются автором . Правдиво и убедитель­ но раскрыты характеры старика-пасеч- ника Орамой-ага, девушек Каты и Та- рики, пастуха И разана . В пьесе много запоминающихся юмористических сцен, весёлы х пародийных тахпахов. Краткий обзор хакасской драматургии свидетельствует о том, ' что формирова­ ние самого трудного ж анра в националь­ ной литературе идёт под непосредствен­ ным влиянием советской литературы и лучших традиций устного народного творчества хакасов. Однако сделано хакасской драм атур­ гией ещё очень мало. Лучшие пьесы — «Акун» и «Всходы» написаны на темы, ставшие уж е историческими. Почти нет пьес с острым жизненным конфликтом на темы дня. Не освещены в драм атур­ гии индустриальное развитие Хакассии, появление рабочего класса . Ничего не написано о местной интеллигенции , вы­ росшей и воспитанной за годы совет­ ской власти, слабо отражено колхозное строительство . Почти нет и сатириче­ ских пьес, которые бы остро и гневно клеймили всё старое, отжившее, реакци ­ онное. Большие задачи , поставленные перед советскими писателями на Втором Все­ союзном съезде писателей по обогащ е­ нию всех ж анров литературы и повыше­ нию уровня художественного мастер­ ства, имеют прямое отношение к писате­ лям социалистической Хакасии. 12. «Сибирские огни» № 6.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2