Сибирские огни, 1955, № 6
Слабее и схематичнее показаны в пьесе образ командира партизанского отряда Тохтобина и русского матроса Симонова. Плохо прослеживается в пье се связь действий, партизанского отряда Тохтобина с общей народной борьбой против интервентов и белогвардейцев. Помощь хакасскому отряду от штаба партизанской армии Щ етинкина и Крав ченко в пьесе показана недостаточно. И всё ж е пьеса М. Кокова свидетель ствовала о дальнейшем росте хакасской драматургии, она до сих пор пользуется в Х акасии большим успехом. В годы Великой Отечественной войны особенно р а звил ся ж анр одноактных пьес на актуальны е темы . Это было свя зано с необходимостью оперативно от кликаться на стремительно развиваю щиеся события, а такж е вы зы валось ус ловиями, в которые попадал театр , ча сто вы езж ая в улусы , посёлки и совхо зы , и гр ая на плохо оборудованных сце нических площ адках . Одноактные пьесы А. Топанова «Кровь за кровь» , «С тальны е сердца» , «Месть» р ассказы вали о зверином обли ке фашистов, о героизме , отваге и на ходчивости воинов, мобилизовывали зри теля на борьбу с коварным врагом. О том, какое значение имели одноакт ные пьесы А . Топанова в годы войны, можно судить по высказыванию испол нительницы роли военного врача Торгы в пьесе «С тальны е сердца» артистки на ционального театра Е. П. Начиновой: «Война не изменила моих творческих планов . Я ещё сильнее стала ненавидеть врагов советского народа и мне ещё сильнее захотелось создать образ герои ни-хакаски . Драм атург Топанов помог мне в моих исканиях . Я играю в его пьесе «С тальны е сердца» роль врача Торгы . Это настоящ ая дочь советской Хакасии, волевая , настойчивая, бес страшная. Фашисты пытаются выведать у неё военную тайну, они подвергают её пыткам , но Торгы молчит. Ей легче уме реть , чем предать свою Родину». Одноактные пьесы А. Топанова уна следовали актуальность и злободнев ность самодеятельных выступлений си- неблузников и многие черты пьес рус ских авторов, написанных в годы Отече ственной войны. * В музыкальной комедий Топанова и Зингеровского «Одураченный Хорхло» , ставившейся на сцене национального те атра в годы войны и получившей поло жительный отзыв общественности, пока зано дореволюционное прошлое Х ака сии. Комедия имеет цельный сюжет. В 1 акте во время бегов и скачек про исходит знакомство крупного бая Хорх ло с дочерью бедняка, молодой девуш кой Порчо. Поражённый красотой Порча Хорхло предлагает ей выйти за него за муж . В это время охотник Очен, вышед ший победителем в бегах , посвящ ает свою лучшую песню красавице Порчо. Храбрый Очен покоряет сердце девушки. Т ак происходит драматическая з а в я з ка. В последующих актах показывается , как Очен с помощью своих друзей — па стуха Ч анара и его любимой девушки Чибек ловко одурачивают Хорхло и его приспешников, ^дважды пытавшихся украсть Порчо. Пьеса заканчивается свадьбой Очена и Порчо, Ч анара и Чи бек. Весёлые песни и игры завершают комедию. А вторам удалось создать ряд ярких положительных образов, но основной идейный замы сел пьесы остаётся туман ным. Глубокие социальные противоре чия, характерны е дл я дореволюционного хакасского улуса, подменены бытовыми конфликтами . Подобное изображение прошлого для советского писателя наших дней совер шенно недостаточно. А. М. Горький го ворил: «Д ля того, чтобы ядовитая , ка торжная мерзость прошлого была хоро шо освещена и понятна — необходимо развивать в себе умение смотреть на не го с высоты достижений настоящего, с высоты великих целей будущего»1. Социально-исторического подхода к изображению прошлого, как этого тре бует от писателей метод социалистиче ского реализма , в пьесе нет. Слишком весело и бездумно живут батраки. Авто ры не показывают их тяжёлого подне вольного труда, их отношения к Хорхло как к эксплуататору . В послевоенной драматургии значи тельное место занимают пьесы молодого драм атурга М. Кильчичакова. Уже в пер вой его одноактной комедии «Подозре ние» сказалось умение автора верно ре шать основной драматический конфликт, говорить просто и выразительно . Интересно выписан образ рядовой колхозницы . Ум, смелость Угай, её наход чивость, чувство большой ответственно сти за колхозное добро проявляю тся в столкновении с тунеядцем и расхити телем колхозной собственности. Её муж Муклай, оказавшийся невольным свиде телем этой сцены, понял , как неправ был он, усмотрев в благородном стремлении жены охранять колхозный хлеб повод дл я мелкой и необоснованной ревности. Комедия написана живым языком , чи тается легко и непринуждённо. Эти хо рошие свойства драматурга , сказавшие ся в его первой пьесе, Нашли дальней шее развитие в драме «Всходы» (1952 г.). Пьеса посвящена коллективизации х а касского улуса и ликвидации кулачества как класса . В ней действуют два лагеря: с одной стороны — трудовой народ улу са, двадцатипятитысячник Соколов и мо лодой коммунист Соян; с другой — баи во главе с Кужаковым , бандитский ата ман Хыйлаг. 1 Горький о литературе. Изд. СП, М. 1937, стр. 351.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2