Сибирские огни, 1955, № 6

Слабее и схематичнее показаны в пьесе образ командира партизанского отряда Тохтобина и русского матроса Симонова. Плохо прослеживается в пье­ се связь действий, партизанского отряда Тохтобина с общей народной борьбой против интервентов и белогвардейцев. Помощь хакасскому отряду от штаба партизанской армии Щ етинкина и Крав ­ ченко в пьесе показана недостаточно. И всё ж е пьеса М. Кокова свидетель­ ствовала о дальнейшем росте хакасской драматургии, она до сих пор пользуется в Х акасии большим успехом. В годы Великой Отечественной войны особенно р а звил ся ж анр одноактных пьес на актуальны е темы . Это было свя ­ зано с необходимостью оперативно от­ кликаться на стремительно развиваю ­ щиеся события, а такж е вы зы валось ус­ ловиями, в которые попадал театр , ча­ сто вы езж ая в улусы , посёлки и совхо­ зы , и гр ая на плохо оборудованных сце­ нических площ адках . Одноактные пьесы А. Топанова «Кровь за кровь» , «С тальны е сердца» , «Месть» р ассказы вали о зверином обли­ ке фашистов, о героизме , отваге и на­ ходчивости воинов, мобилизовывали зри ­ теля на борьбу с коварным врагом. О том, какое значение имели одноакт­ ные пьесы А . Топанова в годы войны, можно судить по высказыванию испол­ нительницы роли военного врача Торгы в пьесе «С тальны е сердца» артистки на­ ционального театра Е. П. Начиновой: «Война не изменила моих творческих планов . Я ещё сильнее стала ненавидеть врагов советского народа и мне ещё сильнее захотелось создать образ герои­ ни-хакаски . Драм атург Топанов помог мне в моих исканиях . Я играю в его пьесе «С тальны е сердца» роль врача Торгы . Это настоящ ая дочь советской Хакасии, волевая , настойчивая, бес­ страшная. Фашисты пытаются выведать у неё военную тайну, они подвергают её пыткам , но Торгы молчит. Ей легче уме­ реть , чем предать свою Родину». Одноактные пьесы А. Топанова уна­ следовали актуальность и злободнев­ ность самодеятельных выступлений си- неблузников и многие черты пьес рус­ ских авторов, написанных в годы Отече­ ственной войны. * В музыкальной комедий Топанова и Зингеровского «Одураченный Хорхло» , ставившейся на сцене национального те­ атра в годы войны и получившей поло­ жительный отзыв общественности, пока­ зано дореволюционное прошлое Х ака­ сии. Комедия имеет цельный сюжет. В 1 акте во время бегов и скачек про­ исходит знакомство крупного бая Хорх­ ло с дочерью бедняка, молодой девуш­ кой Порчо. Поражённый красотой Порча Хорхло предлагает ей выйти за него за ­ муж . В это время охотник Очен, вышед­ ший победителем в бегах , посвящ ает свою лучшую песню красавице Порчо. Храбрый Очен покоряет сердце девушки. Т ак происходит драматическая з а в я з ­ ка. В последующих актах показывается , как Очен с помощью своих друзей — па­ стуха Ч анара и его любимой девушки Чибек ловко одурачивают Хорхло и его приспешников, ^дважды пытавшихся украсть Порчо. Пьеса заканчивается свадьбой Очена и Порчо, Ч анара и Чи­ бек. Весёлые песни и игры завершают комедию. А вторам удалось создать ряд ярких положительных образов, но основной идейный замы сел пьесы остаётся туман­ ным. Глубокие социальные противоре­ чия, характерны е дл я дореволюционного хакасского улуса, подменены бытовыми конфликтами . Подобное изображение прошлого для советского писателя наших дней совер­ шенно недостаточно. А. М. Горький го­ ворил: «Д ля того, чтобы ядовитая , ка­ торжная мерзость прошлого была хоро­ шо освещена и понятна — необходимо развивать в себе умение смотреть на не­ го с высоты достижений настоящего, с высоты великих целей будущего»1. Социально-исторического подхода к изображению прошлого, как этого тре­ бует от писателей метод социалистиче­ ского реализма , в пьесе нет. Слишком весело и бездумно живут батраки. Авто­ ры не показывают их тяжёлого подне­ вольного труда, их отношения к Хорхло как к эксплуататору . В послевоенной драматургии значи­ тельное место занимают пьесы молодого драм атурга М. Кильчичакова. Уже в пер­ вой его одноактной комедии «Подозре­ ние» сказалось умение автора верно ре­ шать основной драматический конфликт, говорить просто и выразительно . Интересно выписан образ рядовой колхозницы . Ум, смелость Угай, её наход­ чивость, чувство большой ответственно­ сти за колхозное добро проявляю тся в столкновении с тунеядцем и расхити­ телем колхозной собственности. Её муж Муклай, оказавшийся невольным свиде­ телем этой сцены, понял , как неправ был он, усмотрев в благородном стремлении жены охранять колхозный хлеб повод дл я мелкой и необоснованной ревности. Комедия написана живым языком , чи­ тается легко и непринуждённо. Эти хо­ рошие свойства драматурга , сказавшие­ ся в его первой пьесе, Нашли дальней­ шее развитие в драме «Всходы» (1952 г.). Пьеса посвящена коллективизации х а ­ касского улуса и ликвидации кулачества как класса . В ней действуют два лагеря: с одной стороны — трудовой народ улу­ са, двадцатипятитысячник Соколов и мо­ лодой коммунист Соян; с другой — баи во главе с Кужаковым , бандитский ата­ ман Хыйлаг. 1 Горький о литературе. Изд. СП, М. 1937, стр. 351.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2