Сибирские огни, 1955, № 6

хакасские партизаны совместно с рус­ скими под руководством Щетинкина бо­ ролись против бандитов. Торжество со­ ветской власти, неизбежная гибель контрреволюционных сил — ведущая идея пьесы. Основным конфликтом, двигающим всё действие пьесы, является борьба между остатками банды Ольки и парти­ занским. отрядом Тохтобина. Сила парти­ занского отряда, как правильно показы ­ вает автор, состоит в связи с народом. Правдиво изображены в пьесе быт и обы­ чаи хакасского народа. Много в ней хо­ роших песен. Значительная часть из них и поныне поётся народом. Песня позволяет автору яснее и глубже раскрыть происходящие в пьесе события, убедительно передать чувства и переживания героев. Песня партизан, которой открывается пьеса «Акуп», по­ могает зрителю ярче представить Ха­ касию в тревожные и суровые дни 20-х годов, когда банды Соловьёва и Ку­ лакова , скры ваясь в тайге и горах, со­ вершали кровавые набеги на мирные сёла и улусы, убивали стариков, детей, уводили скот. В песне же передана глубокая нена­ висть народа к баям и бандитам, его ре­ шимость бороться с врагами парода, уве­ ренность в победе. Спокойно и уверен­ но чувствуют себя красные партизаны — простые пастухи и крестьяне. С ними — пользующиеся любовью и уважени­ ем, — умный и смелый ска зи тель Тода, и мужественный старик Надо, и многие другие. Они ясно представляют себе цели и задачи борьбы. Они борются за свою землю, за свободу своего народа. Враги у Кокова не плакатны. Они по­ нимают, что народ их ненавидит. Неуве­ ренность и страх за своё будущее скво­ зят в их поступках. Ш аман Какха по существу ничем не отличается от бандитов Ольки и его при­ спешников. Только методы борьбы у не­ го несколько другие, не столь откровен­ ные. Он обманывает и грабит тёмных и неграмотных бедняков, прикрываясь лицемерными фразами о любви к ближ­ нему, доброте, тайно является сообщни-, ком грязны х дел отряда Ольки. Жажда наживы , стяжательства — вот чем опре­ д еляется сущность шамана. Лицемерие, цинизм, скупость и скопидомство, нена­ висть к неимущим и ко всему новому характеризуют шамана. Жаждой наживы определяется его сущность. Деньги — 1 цель его жизни. Всю свою жизнь он ко­ пит. жадничает, тиранит близких. В улу­ се он чувствует себя царьком . Жителям улуса он беззастенчиво заявляет , что все болезни находятся в его руках, что он властен прогнать любого чёрта, при­ шедшего похитить человеческую душу. Автор создаёт отталкивающий обр аз ' ханжи и лицемера. С жёнами он говорит язы ком самодура-собственника: «Что стоишь, разинув рот?., ведьма... дьяволица ...» , Когда дело идёт об оплате за «лече­ ние», шаман внешне может выглядеть добрым, ласковым , речь его меняется, она наполняется слащавыми , притворно­ ласковыми обращениями: «миляга» , «дорогой», «месяц-солнышко» и т. п. Фальшь и лживость шамана особенно хорошо раскрываются в акте камлания. Процесс камлания он сопровождает пле­ тением искажённых и бессмысленных фраз: Со дна этой чаши, гей-гей. Лобастые мои. гей гей. Вместе со мной, геи гей. Слуги мои, гей-гей! Перед нами запутанная сеть слов, ■ рассчитанная на внешний шумовой аф­ фект. Всё это помогает автору разобла­ чить лживость и хитрость Какха, для которого шаманство — удобное сред­ ство эксплуатации народа. М. Коков не просто разоблачает реак­ ционную сущность шаманства, но и по­ казывает, как постепенно рушится не­ ограниченная его влаеть в хакасском улусе. Начинается процесс пробуждения народа. Бедняк Хачах убеждается, что «помощь» шамана всегда приносила в их семью только несчастья. Смерть сына К азанака окончательно раскрыла ему глаза , и он приходит, к твёрдому выводу: шаман — это враг бедняков. Бы л ая власть и всесилие шамана ру­ шатся даже в собственной семье. Одна из жён — Овдо начинает протестовать против его самодурства. Проблему освобождения женщины , ■ тяга её к новой жизни хорошо показаны в образе дочери Хачаха Анны. Она нена­ видит шамана, протестует против его домогательств, остаётся верной любимо­ му человеку. Её друг Акун из тех, кто рождён ре­ волюцией. героикой гражданской вой­ ны. В период империалистической вой­ ны Акун находился в окопах вместе с русскими солдатами. Там он понял, что- миллионы людей проливали кровь ради кучки капиталистов и помещиков. Там он научился распознавать врагов и бо­ роться с ними. Акун убеждён: «Умереть за народ, за себя умереть — это хо­ рошо». Перед нами — закалённый в боях, прошедший суровую школу жизни борец за народное дело. В драме Акун изо­ бражён как смелый и отважный парти­ зан, умный и находчивый организатор восстания в тылу у врага. В Акуне вместе с тем много человеч­ ности. теплоты. Он горячо и нежно лю­ бит Анну. Если в пьесах 30-х годов по­ ложительный герой чаще рисовался су­ хим и холодным резонёром , то герой М. Кокова — не только отважный пар­ тизан, но и человек, могущий любить и мечтать, страдать и ошибаться.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2