Сибирские огни, 1955, № 6

Содержание пьесы несложно. Враги советской власти — кулак Хастырах, монахиня Торгай всячески пытаются по­ мешать развитию нового в хакасском улусе . Попавший под их влияние серед­ няк Хопчых не хочет отправлять па учёбу свою дочь, старается подавить в ней стремление к знаниям . Комсомолец Чибет помогает Хопчыху понять 'его ошибки и выпутаться из сетей врагов народа. Пьеса А. Спирина утверждала новое в борьбе со старым , реакционным , она помогала хакасскому читателю и зрите­ лю правильно разобраться в происхо­ дящих событиях. Однако эта пьеса была далека от со­ вершенства. Она написана в рамках фольклорной традиции. Творческое ис­ пользование традиций народного творче­ ства — явление, конечно, положитель­ ное и необходимое, но механическое перенесение приёмов ф ольклора в лите­ ратурное произведение снижает его художественные достоинства. Образы в пьесе А. Спирина схематичны, речь героев напоминает традиционные народ­ но-песенные состязания . Характерно в этом отношении обращ ение Торгы к своей подруге: Стремление души моей Только ччиться и учиться! Наполненное этой мыслью, сердце моё Волнуется и кипит. Дети вздумают, уезжают. Только у меня, у кого отец плохой. Мысль об отъезде остаётся при мне. (Подстрочный перевод). В пьесе часто встречаются диалоги и монологи, построенные по типу моно­ логов из героических сказаний . П оказа­ телен монолог середняка Хопчыха, опла­ кивающего свою умершую жену: В чёрную землю погребена. Бедная моя жена, друг Хастырах! На чёрную участь оставила. Плачу кровавыми слезами! В приведённых примерах трудно от­ личить речь Хопчыха-отца от речи его дочери Торгы . Автор не сумел убеди­ тельно и полно раскрыть духовный мир своих героев, создать жизненные и пол­ нокровные характеры . И всё-таки значение пьесы «Борьба» для Хакасии 30-х годов несомненно. Она отвечала потребностям дня и была рассчитана на исполнение самодеятель­ ными театрализованными группами в сё­ лах , в колхозах . В 1931 г. состоялось открытие хакас­ ского национального театра . Театр был создан из участников художественной самодеятельности, выступавших в брига­ де синеблузпиков. Сначала в репертуаре театра были в основном переводные пьесы русских дра­ матургов. На переводах этих пьес воспи­ тывались и совершенствовали своё ма­ стерство местные авторы . Об этом плодотворном влиянии рус­ ских писателей свидетельствуют пьесы А. Топанова «Классовые враги» и «От винтовки к тр актору»1. В этих пьесах автор правильно решает тему борьбы в деревне в период колхозного строитель­ ства, показывая неизбежную гибель ку­ лачества и победу социализма. В пьесе «Классовые враги» мы уж е видим серьёзную попытку создать инди­ видуализированные психологически до­ стоверные образы . Традиционные песен­ ные диалоги, характерны е для А. Спи­ рина, уступают место живому разговор­ ному языку . Так, в образе кулака Айга- ка и его сына Толгая (пьеса «К лассовы е враги») автор разоблачил лицемерие и ханжество врагов, их волчью нена­ висть к новой жизни. В пьесе показано,, как успешное социалистическое строи­ тельство вызывает ещё более яростное' сопротивление кулачества и их присПеш- ников. И зменились и формы борьбы ку­ лаков. Они пробираются на руководя­ щие посты, пытаясь как можно больше навредить строительству колхозов. Слабее выглядят в пьесе образы но­ вых людей — председателя колхоза и комсомольских вожаков И лека и Лис. Автор показывает их слишком односто­ ронне. Председатель колхоза «действу­ ет» главным образом только во ’ время заседаний. Стараясь подчеркнуть не­ обыкновенность своей героини комсо­ молки Лис, автор рисует её только как общественницу. Так, в ответ на любов­ ное объяснение Толгая она заявляет ,, что не имеет права и не должна думать о любви, о своей личной жизни и что главное для неё — дела общественные. Таким образом , недостатки, имевшие место при изображении положительного героя в произведениях некоторых рус­ ских писателей двадцатых годов, сказа­ лись и на пьесе хакасского литератора А . Топанова. П оказывая только общест­ венную и трудовую деятельность нового человека , делая его сухим и холодным резонёром , драматург обеднил его, не раскрыл глубоко и всесторонне богатый духовный мир советского человека. В композиционном отношении «Клас­ совые враги» , как и пьеса «От винтов­ ки к трактору» , рыхла. В, ней подчас действие подменяется длинными и утоми­ тельными речами на собраниях и засе­ даниях. Серьёзным шагом вперёд явилась со­ держ ательная драма М. Кокова «Акуп» (1940 г.). В ней отображены события 20-х годов, т. е. период, когда остатки колчаковщины , местные баи и шаманы, влившись в банды Соловьёва и Кулако­ ва, повели яростную борьбу против со­ ветской власти. Автор показывает , как 1 А. Т о п а и о в. «Классовые враги», сб. 2-й обл. x v j t o j k . олимпиады, Хакасское отд. обл. ГИЗа. Абакан, 1933. «От гшнтовт<*и к тра '^ору» . Филиал Хак. обл. ГИЗа, Абакан. 1933..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2