Сибирские огни, 1955, № 6
Содержание пьесы несложно. Враги советской власти — кулак Хастырах, монахиня Торгай всячески пытаются по мешать развитию нового в хакасском улусе . Попавший под их влияние серед няк Хопчых не хочет отправлять па учёбу свою дочь, старается подавить в ней стремление к знаниям . Комсомолец Чибет помогает Хопчыху понять 'его ошибки и выпутаться из сетей врагов народа. Пьеса А. Спирина утверждала новое в борьбе со старым , реакционным , она помогала хакасскому читателю и зрите лю правильно разобраться в происхо дящих событиях. Однако эта пьеса была далека от со вершенства. Она написана в рамках фольклорной традиции. Творческое ис пользование традиций народного творче ства — явление, конечно, положитель ное и необходимое, но механическое перенесение приёмов ф ольклора в лите ратурное произведение снижает его художественные достоинства. Образы в пьесе А. Спирина схематичны, речь героев напоминает традиционные народ но-песенные состязания . Характерно в этом отношении обращ ение Торгы к своей подруге: Стремление души моей Только ччиться и учиться! Наполненное этой мыслью, сердце моё Волнуется и кипит. Дети вздумают, уезжают. Только у меня, у кого отец плохой. Мысль об отъезде остаётся при мне. (Подстрочный перевод). В пьесе часто встречаются диалоги и монологи, построенные по типу моно логов из героических сказаний . П оказа телен монолог середняка Хопчыха, опла кивающего свою умершую жену: В чёрную землю погребена. Бедная моя жена, друг Хастырах! На чёрную участь оставила. Плачу кровавыми слезами! В приведённых примерах трудно от личить речь Хопчыха-отца от речи его дочери Торгы . Автор не сумел убеди тельно и полно раскрыть духовный мир своих героев, создать жизненные и пол нокровные характеры . И всё-таки значение пьесы «Борьба» для Хакасии 30-х годов несомненно. Она отвечала потребностям дня и была рассчитана на исполнение самодеятель ными театрализованными группами в сё лах , в колхозах . В 1931 г. состоялось открытие хакас ского национального театра . Театр был создан из участников художественной самодеятельности, выступавших в брига де синеблузпиков. Сначала в репертуаре театра были в основном переводные пьесы русских дра матургов. На переводах этих пьес воспи тывались и совершенствовали своё ма стерство местные авторы . Об этом плодотворном влиянии рус ских писателей свидетельствуют пьесы А. Топанова «Классовые враги» и «От винтовки к тр актору»1. В этих пьесах автор правильно решает тему борьбы в деревне в период колхозного строитель ства, показывая неизбежную гибель ку лачества и победу социализма. В пьесе «Классовые враги» мы уж е видим серьёзную попытку создать инди видуализированные психологически до стоверные образы . Традиционные песен ные диалоги, характерны е для А. Спи рина, уступают место живому разговор ному языку . Так, в образе кулака Айга- ка и его сына Толгая (пьеса «К лассовы е враги») автор разоблачил лицемерие и ханжество врагов, их волчью нена висть к новой жизни. В пьесе показано,, как успешное социалистическое строи тельство вызывает ещё более яростное' сопротивление кулачества и их присПеш- ников. И зменились и формы борьбы ку лаков. Они пробираются на руководя щие посты, пытаясь как можно больше навредить строительству колхозов. Слабее выглядят в пьесе образы но вых людей — председателя колхоза и комсомольских вожаков И лека и Лис. Автор показывает их слишком односто ронне. Председатель колхоза «действу ет» главным образом только во ’ время заседаний. Стараясь подчеркнуть не обыкновенность своей героини комсо молки Лис, автор рисует её только как общественницу. Так, в ответ на любов ное объяснение Толгая она заявляет ,, что не имеет права и не должна думать о любви, о своей личной жизни и что главное для неё — дела общественные. Таким образом , недостатки, имевшие место при изображении положительного героя в произведениях некоторых рус ских писателей двадцатых годов, сказа лись и на пьесе хакасского литератора А . Топанова. П оказывая только общест венную и трудовую деятельность нового человека , делая его сухим и холодным резонёром , драматург обеднил его, не раскрыл глубоко и всесторонне богатый духовный мир советского человека. В композиционном отношении «Клас совые враги» , как и пьеса «От винтов ки к трактору» , рыхла. В, ней подчас действие подменяется длинными и утоми тельными речами на собраниях и засе даниях. Серьёзным шагом вперёд явилась со держ ательная драма М. Кокова «Акуп» (1940 г.). В ней отображены события 20-х годов, т. е. период, когда остатки колчаковщины , местные баи и шаманы, влившись в банды Соловьёва и Кулако ва, повели яростную борьбу против со ветской власти. Автор показывает , как 1 А. Т о п а и о в. «Классовые враги», сб. 2-й обл. x v j t o j k . олимпиады, Хакасское отд. обл. ГИЗа. Абакан, 1933. «От гшнтовт<*и к тра '^ору» . Филиал Хак. обл. ГИЗа, Абакан. 1933..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2